Москва готова частично продлить переходный период в Крыму

Крым должен жить по собственным, отличным от российских законам еще один год. Вице-премьер правительства региона Евгения Бавыкина заявила, что чиновники полуострова попросили об этом федеральные власти, сославшись на неготовность соответствовать общим требованиям с 1 января 2015 года. В Москве готовы пойти на уступки только частично

Москва готова частично продлить переходный период в Крыму

Накинуть год

Глава правительства Крыма Сергей Аксенов отправил обращение к руководству России с просьбой продлить переходный период на полуострове до 2016 года, заявила Бавыкина, сообщает РИА Новости. Она объяснила это тем, что большие сложности возникают с перерегистрацией недвижимости, сертификацией товаров и переходом на налоговую систему России.

По словам Бавыкиной, в первую очередь до конца года перейти на российское законодательство и требования не успевают компании, занятые в розничной торговле. «Необходимо перерегистрировать кассовые аппараты, надо сертифицировать товары, которые они продают сейчас с украинскими сертификатами», – заявила она.

О том, что переходный период в Крыму может затянуться, ранее заявлял и сам Аксенов. Так, в апреле 2014 года он говорил, что адаптация к российскому законодательству может затянуться на пять лет. «Ничего страшного мы в этом не видим», – отмечал он.

Представитель курирующего Крым секретариата  вице-премьера Дмитрия Козака не подтвердил РБК наличие обращения от Аксенова. Представитель Минкрыма воздержался от комментариев. «Если Аксенов представит обоснованные доводы, то руководство страны решит этот вопрос. Если говорить о правовой ситуации, то суды в республике еще не созданы, но время еще есть», – сказал РБК член комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Поневежский.

Источник в правительстве рассказал РБК, что в принципе переносить на 2016 год интеграцию в российскую юрисдикцию Крыма и Севастополя никто не собирается. Но в ряде сфер для продления переходного периода есть объективные предпосылки. Например, речь может идти о градостроительном законодательстве. «Проекты подготовлены, выполнены, оплачены по украинскому законодательству – строить надо. Но если их массово переделать по российским нормам, многое просто остановится. В этой сфере объективно требуется переходный период продлить», – говорит он. Другая сфера, по словам источника, – тарифное регулирование. Если сделать переход на российские тарифы резко, то на потребителей ляжет дополнительная нагрузка.

Трудности перехода

Переходный период до 2015 года для Крыма и Севастополя для большинства норм российского законодательства был установлен федеральным законом «О принятии в РФ Республики Крым». Закон был разработан, принят обеими палатами парламента в рекордные сроки и подписан президентом 21 марта 2014 года, то есть уже через 6 дней после общекрымского референдума.

Исключения из общих сроков переходного периода были сделаны только для финансовой сферы. Совместное обращение российского рубля и украинской гривны было ограничено сроком до 1 июня 2014 года. До этого гривну можно было использовать для оплаты некоторых госуслуг. Также отдельным постановлением правительства, подписанным премьером Дмитрием Медведевым 9 августа, переходный период для госфинансов в Крыму был продлен до конца 2015 года. Фактически этой нормой Минфин получил разрешение на внешнее управление региональными финансами на весь 2015 год.

Банковский сектор фактически завершил переходный период в Крыму. Банк России отозвал лицензии у работавших там банков, а тем, кто остался, выдал российские лицензии. Первым из российских банков в Крым пришел РНКБ, он эмитирует там карточки российской платежной системы ПРО 100, на которые местные жители получают бюджетные выплаты. Также свои отделения в Крыму открыл попавший под санкции АБ «Россия».



Вице-премьер правительства региона Евгения Бавыкина
Фото: РИА Новости

На переходный период в Крыму действуют ставки налогов, отличающиеся от общероссийских. Госсовет полуострова установил на территории республики ставки НДС в размере 4 и 2% вместо 18 и 10%, действующих на остальной территории России. Все социальные законы России [о пенсионном, медицинском, социальном обеспечении] также вступают в силу на полуострове с 1 января 2015 года.

Кроме того, в Крыму действуют послабления для госзакупок. Они регулируются постановлением №190 от 9 июля 2014 года, по которому крымские госзаказчики имеют право с производителями заключать договоры без торгов, поясняет глава и владелец торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро. С 1 января 2015 года в Крыму должен вступить в силу 44-ФЗ, регулирующий закупки госорганов, и 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний, указывает он.

«Главная проблема в Крыму – отсутствие квалифицированных поставщиков и производителей. По определенным видам товара их и не может быть – к примеру, фармацевтического производства в Крыму не было никогда. Все на личных связях. А потому обосновано продление переходного периода для госзакупок. Если сейчас в полном объеме применить российское законодательство в Крыму, то думаю, что половину крымчан [компаний] можно закрывать завтра», – говорит Габестро.

Чем крымское законодательство отличается от общероссийского

Эксперт «Общественной Думы» Екатерина Обуховская:

Кадастровый учет

У крымского и российского законодательства есть ряд важных отличий. Много проблем в земельном законодательстве. Например, в Крыму ни один земельный участок не поставлен на кадастровый учет. Там только предстоит их регистрация в Росреестре. Такого кадастрового учета не было в украинской правовой системе, поэтому Крыму надо будет начинать кадастровую оценку и учет с нуля. При этом в России нельзя передавать в аренду участки и доли земли, которые не прошли кадастровый госучет, а по украинским правилам такого требования не было.

Земельное право

Сегодня в Крыму существуют около 60 тыс. физических и юридических лиц, которые получили решения о разрешении разработки проектов землеотвода, но не успели оформить права на земельные участки до вхождения в состав России. Поэтому в Крыму остро стоит вопрос с дооформлением земельных участков. Но главное отличие в земельном праве: в России гражданам участки предоставляются в основном на платной основе (кроме некоторых льготных категорий граждан), на Украине платной основы нет.

Трудовое законодательство

На Украине и в Крыму как его части в прошлом не во всех случаях нужно было заключать трудовой договор в письменном виде, а в России с 2006 года это обязательное требование. Перечень документов при устройстве на работу в России шире, в России больше праздничных и меньше рабочих дней, выше МРОТ, аттестация рабочих мест намного жестче. В России в Трудовом кодексе установлено больше оснований, по которым работодатель может законно уволить сотрудника.

Налоги

Некоторых налогов в России нет, ставки всех налогов отличаются, некоторые налоги новые для Крыма, например единый налог на вмененный доход.

Гражданское законодательство

Отличается и гражданское законодательство – другие организационно-правовые формы юридических лиц (в России перечень меньше), нормы о наследстве имеют мало сходных точек. Также в Крыму в составе Украины по-другому происходила защита прав потребителей, применялась другая процедура банкротства, регистрации и ликвидации.

На новые правила перейти не успели

В основном сейчас в Крыму работает украинская правовая система, потому что многие представители бизнеса и обычные граждане не успели полностью перейти на российские правила и адаптироваться к ним. К тому же не успели изменить отчетность и документацию. Бланки отличаются, их язык отличается, появились новые формы отчетности.

 

Источник: РБК

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика