Standard & Poor’s: Долговой кризис российских регионов отложен на 2017 год

Федеральный бюджет помог регионам заткнуть дыры, но принятые меры временны и недостаточны, считают аналитики.

Федеральный бюджет помог регионам заткнуть дыры, но принятые меры временны и недостаточны, считают аналитики

Угроза долгового кризиса регионов заставила федеральное правительство увеличить трансферты, заняться рефинансированием их коммерческих долгов и сократить им расходное бремя, приостановив реализацию президентских указов на год. Эти решения временные и недостаточные, считают аналитики Standard & Poor’s (S&P): по их мнению, кризис просто отложен.

Прошлый год завершился трехкратным ростом дефицита бюджетов регионов, достигшего почти 8% их доходов: доходы снизились из-за стагнации и изменений налоговой системы (ускоренной амортизации и новой схемы уплаты налога на прибыль консолидированными группами), а расходы пришлось нарастить для выполнения указов президента о повышении зарплат бюджетникам.

Столкнувшись с дефицитом ресурсов, регионы сокращали инвестиционные программы, госзакупки, расходы на ЖКХ. Экономия на инвестициях в развитие экономики еще больше обостряла проблему доходов, но не решала проблему с расходами: долги росли. Подобная политика федерального центра ведет регионы к дефолту, заключило год назад S&P. За год политика не изменилась — фундаментального решения проблемы нет, она отодвинута на 2017 г. (на последний год текущего трехлетнего бюджета), заключает директор направления государственных финансов S&P Борис Копейкин.

В начале 2012 г. треть рейтингуемых S&P регионов имели позитивный прогноз по рейтингу, а негативных прогнозов не было ни у кого, к декабрю 2014 г. негативный прогноз был у двух третей, а позитивный — ни у кого. Негативный прогноз указывает на возможность ослабления финансовых показателей.

Временное затишье

Дефицит региональных бюджетов по итогам 2014 г. останется на уровне 2013 г., ожидает S&P. Улучшилась ситуация с доходами: поступления налога на прибыль, рухнувшие в первом полугодии 2013 г. на 20%, спустя год выросли на 17% (к первому полугодию 2013 г.). Хотя это не компенсировало провал, тем не менее доходы росли, а не падали: прирост зафиксировали 72 региона из 83 (годом ранее — половина). Минфин, обещавший помочь регионам заменить коммерческий долг бюджетными кредитами, увеличил их, по расчетам S&P, на 28% до 686 млрд руб. Кроме того, многие регионы сократили расходы, что помогло им предотвратить быстрое ухудшение кредитоспособности, пишут в докладе аналитики S&P.

За первое полугодие Минфин выделил регионам на 22% больше дотаций, посчитала Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики (НИСП): этот вид поддержки не привязан к конкретным видам расходов и дает свободу маневра. При этом продолжалось быстрое сокращение целевых трансфертов и постепенное — трансфертов на исполнение федеральных полномочий. В целом доля федеральной поддержки в доходах регионов продолжила сокращаться: 21% в 2012 г., 19% в 2013 г., 18% за три квартала 2014 г., посчитали аналитики «Эксперт РА».

Федеральный бюджет помог регионам затыкать дыры в финансировании текущих расходов, но все меньше поддерживал их инвестиционные программы и экономил на финансировании федеральных мандатов, говорится в обзоре НИСП. Преобладание финансирования текущих расходов в трансфертах регионам помогает субъектам не наращивать дефицит, но увеличивает их зависимость от федерального бюджета и снижает стимулы к самостоятельному экономическому развитию, пишет в заключении Счетная палата.

Проблема понятна

В расходах бюджетов социальные обязательства за три квартала 2014 г. достигли 64% (33% в 2008 г.), посчитало ««Эксперт РА». Улучшение ситуации с доходами и федеральная помощь не помогли регионам решить долговую проблему: к октябрю долг вырос до трети от собственных доходов против четверти в 2013 г., число регионов с долей долга более 50% от доходов возросло до 41 с 34 годом ранее. В общем объеме долга, по расчетам «Эксперт РА», 38% — краткосрочные кредиты банков с повышенными ставками; на долю бюджетных кредитов приходится 31%. Главный кредитор регионов — Сбербанк: 75% всех кредитов, а вместе с ВТБ доля двух крупнейших госбанков составляет 92% (на 1 октября, данные журнала «Бюджет»). Постепенно эту задолженность придется замещать бюджетными кредитами, иначе нельзя — регионам нечем платить, их рейтинги низки и выдавать кредиты в таких условиях госбанк не сможет, говорит источник, близкий к руководству Сбербанка.

К 2017 г. долг регионов достигнет 50% их доходов, а расходы на его обслуживание и погашение удвоятся до 20% от доходов, прогнозирует S&P. На этот же год приходится пик возвратов выданных Минфином кредитов, хотя они могут быть и пролонгированы. Кроме того, в 2017 г. резко возрастают дотации федерального бюджета на частичную компенсацию регионам расходов по повышению зарплат бюджетникам: с 80 млрд руб. в 2015 г. до 126,5 млрд руб. В 2015 г. правительство даст регионам передышку, приостановив ускоренную индексацию зарплат, но на 2017 г. запланировано существенное разовое повышение, отмечает замдиректора направления госфинансов S&P Карен Вартапетов.

Масштаб проблемы-2017 — не сотни миллиардов, а триллионы рублей, говорит Копейкин: стоимость указов S&P ранее оценивало в 2% ВВП, оценка не изменилась и этих средств по-прежнему нет. Решение проблемы — отменить расходы, но это неисполнимо, или повысить налоговую нагрузку, но это не предполагается. От идеи ввести налог с продаж, поступавший в региональные бюджеты, правительство отказалось: экономика входит в рецессию.

Проблема понятна, решить ее разом невозможно, только комплексно, говорит представитель Минфина: повышать бюджетную дисциплину, предоставлять бюджетные кредиты — все это делается. Регионам будут компенсированы и их инвестиционные расходы, добавляет он.

Впереди кризис

«Эксперт РА», составляющее рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, в рейтинге-2014 впервые фиксирует рост среднестранового инвестиционного риска и ждет продолжения этого роста в 2015 г.: эта тенденция будет только усиливаться, пишут эксперты агентства. Благополучие регионов основывалось на госинвестициях в мегапроекты и на сырьевой ренте, это время прошло. На фоне спада производства в нефтедобывающих регионах остановился и последний драйвер — потребление: в 15 регионах — спад розничного товарооборота, прогнозируемое Минэкономразвития падение реальных доходов сулит снижение потребления.

Но начинающийся кризис несет и новые возможности: девальвация рубля снизила издержки, благодаря контрсанкциям на рынке появились новые лакуны, пишут аналитики «Эксперт РА». Доходы регионов с развитым аграрным сектором и ненефтегазовым экспортом растут. Только от профессионализма властей зависит, воспользуются ли они новыми шансами для развития, заключает «Эксперт РА». Действия региональных администраций приводили к улучшению рейтингов на фоне их массового ухудшения, говорит аналитик S&P Александра Балод: например, в 2013 г. агентство повысило рейтинг Новосибирску, оценив качество его управления долгом.

 

Ведомости

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика