Минэкономики предложило поправки к закону о банкротстве не в пользу кредиторов

Минэкономики подготовило поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве)». Проект поправок, которые министерству было поручено подготовить к июню 2015 года, опубликован на regulation.gov.ru. В тексте финансовое оздоровление выделено как отдельная от банкротства и приоритетная процедура. Даже сам закон предлагается именовать «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)».

Должник при наличии шансов восстановить свою платежеспособность, пишет «Коммерсант», сможет просить не о признании банкротом, а о введении финансового оздоровления. Его заявление должно быть рассмотрено судом в течение месяца. У суда будет два варианта: удовлетворить заявление, если к нему приложен отчет о финансовом состоянии должника и возможности восстановить платежеспособность, или отказать (при отсутствии отчета) и ввести наблюдение.

Впрочем, оздоровлению могут помешать возражения кредиторов или признание судом невозможности спасения должника. В случае введения финоздоровления наблюдение, с которого сейчас начинается любое банкротное дело (или реабилитационные процедуры) и сроки которого в проекте предлагается сократить с семи до двух месяцев, уже не применяется. Более того, наблюдение не будет вводиться и по заявлению о признании должника банкротом, если последний не представит финансовый отчет, в этом случае компания может быть сразу признана банкротом.

Чтобы повысить устойчивость должников, в проекте закрепляется недопустимость одностороннего отказа кредиторов от исполнения обязательств или изменения условий договора из-за ухудшения финансового состояния должника. В первую очередь это затронет банки, сказала изданию руководитель практики банкротства юридической фирмы «Пепеляев групп» Юлия Литовцева. По ее словам, пункт о праве требовать в таких обстоятельствах досрочного исполнения обязательств или увеличения процентной ставки традиционно входит в кредитные договоры.

В то же время обязанность управляющего отчитываться о сделках дороже 500 тыс. рублей за три года до банкротства повышает возможности их оспаривания и погашения долгов. Также по ходатайству заявителя или других лиц, участвующих в деле, суд сможет принять меры по обеспечению интересов кредиторов (приостановление исполнительных производств по взысканию денежных долгов, запрет проведения зачета встречных требований и др.). Полномочия органов управления должника при оздоровлении ограничат: без согласия собрания кредиторов он не может брать займы и заключать сделки с заинтересованностью (с имуществом балансовой стоимостью от 5% активов).

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется по плану оздоровления. Он должен предусматривать погашение текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очередей в течение трех месяцев с даты утверждения. Планы готовятся должником, административный управляющий согласовывает их с кредиторами (за должны проголосовать все классы кредиторов) и представляет на утверждение суду. Если в течение четырех месяцев управляющему не представлено ни одного плана оздоровления, должник может быть признан банкротом. Срок действия плана погашения долгов при финоздоровлении не ограничен, но если суд утвердил план без согласия кредиторов, процедура не должна превышать пяти лет.

«Большая часть изменений направлена на защиту интересов должника, что нехарактерно для российского законодательства, имеющего ярко выраженный прокредиторский характер», — указывает Литовцева. Из полезных изменений юристы отмечают исключение процедуры наблюдения при финоздоровлении. По мнению экспертов, эта процедура давно себя изжила и только затягивает банкротство.

Негативно юристы относятся к предложению об изменении очередности погашения требований, которое предоставляет налоговикам приоритет перед остальными кредиторами. По мнению Литовцевой, в этом прослеживается реакция на текущую экономическую ситуацию и желание Минэкономики пополнить бюджет.

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика