Противоестественный отбор // Минэкономики не хочет уступать право выбора продавцов имущества банкротов

Противоестественный отбор // Минэкономики не хочет уступать право выбора продавцов имущества банкротовКак стало известно «Ъ», Минэкономики предложило первому вице-премьеру Игорю Шувалову отменить вступающее в силу 1 июля саморегулирование операторов электронных торгов в сфере банкротства. Минэкономики хочет перевести продажи имущества должников на площадки по госзакупкам и отобрать еще не менее пяти банкротных площадок. Участники рынка говорят, что это «нож в спину бизнесу».

В распоряжении «Ъ» оказалось письмо «Об электронных площадках, обеспечивающих проведение торгов в сфере банкротства», направленное 3 июня первому вице-премьеру Игорю Шувалову курирующим эту сферу заместителем главы Минэкономики Николаем Подгузовым. Он докладывает о ходе просроченного исполнения поручения правительства от 3 октября 2014 года — Минэкономики было предписано разработать к 1 декабря 2014 года поправки к закону о банкротстве для перевода продаж имущества должников на электронные торговые площадки (ЭТП), отобранные для госзакупок. В письме ничего не говорится об исполнении другой части того же поручения — подготовке единых требований к отбору таких площадок и возможности передачи им торгов по приватизации. Проект поправок так и не обнародован, а проект Минэкономики по отбору операторов правительство не поддержало (см. «Ъ» от 18 мая).

Теперь ведомство просит разрешения на отбор «не менее пяти дополнительных площадок» для торгов по банкротствам при их переводе на площадки по госзакупкам. Из пяти отобранных для закупок в 2010 году площадок (ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО ЕЭТП, ЭТП ММВБ, ООО «РТС-Тендер» и АГЗ РТ) только Сбербанк-АСТ (51% торгов по закупкам в 2014 году, 36% контрактов с единственным поставщиком) продает имущество банкротов, а всего в этой сфере работает более 50 аккредитованных Минэкономики операторов. На десять из них в 2014 году пришлось 80% всех торгов по банкротству, но девять крупнейших операторов при реализации поручения правительства «будут лишены работы в сфере банкротства», предупреждает господин Подгузов, ратуя за дополнительный отбор операторов по банкротствам.

Этому препятствует идея саморегулирования деятельности операторов в сфере банкротства, пролоббированная арбитражными управляющими. Право продавать имущество должников с 1 июля 2015 года закреплено за членами саморегулируемой организации (СРО) операторов электронных площадок, и многие, по данным «Ъ», стремятся попасть в реестр ее членов. Но планы правительства по созданию универсальных площадок «потребуют отмены норм о саморегулировании», докладывает Минэкономики. Чиновники хотят срочно заморозить до 1 июля 2016 года применение норм о саморегулировании и за год заменить их поправками о переводе банкротных торгов на площадки госзакупок и отборе операторов. «На ваше решение»,— пишет первому вице-премьеру заместитель главы Минэкономики.

«Это нож в спину бизнесу. Нельзя отменять закон, которым было введено саморегулирование, не проверив его эффективность в течение одного-двух лет. Но чиновникам всегда нужен отбор»,— заявил «Ъ» омбудсмен по закупкам Сергей Габестро. «Рынок банкротств с 1 июля должен контролироваться профессиональным сообществом. Оценить правильность этого решения можно будет не раньше, чем через год»,— согласен директор НП «Профессионалы электронного рынка» Константин Раев. «Вместо того чтобы меньше чем за месяц до введения саморегулирования его отменять, не проще ли отменить противоречащее закону поручение правительства? — недоумевает директор Союза СРО арбитражных управляющих Игорь Липкин.— Не менее четырех СРО уже зарегистрировали уставы, а операторы подписали договоры об уплате в компенсационный фонд СРО по 3 млн руб. в год и заключили договоры страхования ответственности на 30 млн руб.». 50 площадок работали на рынке десять лет и подготовились к саморегулированию — но к нему не готовы чиновники, отмечает он: «Правительство до сих пор не определило, кто будет вести реестр и контролировать деятельность этих СРО. ФАС и Росреестр требуют для этого выделения дополнительного штата».

У площадок по госзакупкам и продажам разная специфика, утверждают господа Габестро и Липкин. Но президент Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) Андрей Степаненко считает, что «создание универсальных площадок — правильное решение с точки зрения возможности госконтроля за их работой». Обеспечить конкуренцию он предлагает пополнением перечня отобранных операторов «не только площадками, зарекомендовавшим себя в банкротстве, но и теми, кто готов работать в приватизации». «Тогда у государства появится эффективный пул из 10-15 конкурирующих между собой крупных универсальных продавцов»,— заявил «Ъ» глава РГУД.

Тему отбора ЭТП комментировал недавно в рамках Петербургского юридического форума и заместитель главы ФАС Андрей Цариковский — по его оценке, на госзакупках «мы теряем до 1 трлн руб.». «Мы c Минэкономики не успели толком разработать нормальные критерии,— признался он.— В этом году разработаем и проведем отбор, проект готов, и ФАС его согласовала». По мнению господина Цариковского, площадок должно быть «не одна и не две, но не больше семи». Он привел в пример «отрицательную практику продаж арестованного имущества (для которых судебные приставы привлекают фирмы-однодневки.— «Ъ») по принципу «наша площадка — наш выигрыш»». Отреагировав на реплику из зала, что среднее превышение стартовой цены на отобранных для госзаказа площадках составляет 1-5%, а более 50% сделок приходится на единственного поставщика или не заключается, чиновник ФАС связал это с «неэффективностью законодательства», призвав «в кратчайшие сроки его доработать». При этом ФАС выступает за скорейший перевод всех конкурсных процедур в электронную форму, подчеркнул господин Цариковский — но второе чтение поправок к закону о контрактной системе так и не состоялось.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

 

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика