Греция не стоит ломаного евро // Недоверие ЕС к правительству страны сохраняет угрозу ее дефолта

 

Греция не стоит ломаного евро // Недоверие ЕС к правительству страны сохраняет угрозу ее дефолта

Греция сможет остаться в зоне евро только в том случае, если власти страны предоставят дополнительные гарантии проведения реформ,— таков основной итог переговоров на уровне Еврогруппы, которые длились все выходные и обнаружили явное расхождение позиций Германии и Франции по вопросу новых кредитов Афинам. Окончательное решение — за главами стран зоны евро, встреча которых началась вечером в воскресенье, временный выход Греции из еврозоны — один из вариантов. Даже отсрочка соглашения грозит Греции банковским кризисом, а его отсутствие — дефолтом и острым развитием событий. Базовый сценарий продолжения кризиса может определиться сегодня.

 

Многочасовые переговоры на уровне Еврогруппы (министры финансов стран валютного блока) по греческому госдолгу в субботу завершились без результата. Встреча возобновилась в воскресенье, а во второй половине дня начался саммит лидеров стран зоны евро, который, по сообщению Еврокомиссии, продлится «до того, как переговоры по Греции будут завершены». Ранее запланированная на вечер воскресенья встреча Евросовета (в него входят главы всех 28 стран ЕС) была отменена, что практически исключает достижение окончательной договоренности по Греции — так же как и выведение ее из зоны евро.

Теперь в Брюсселе требуют от Афин проведения предложенных реформ через парламент, что должно стать гарантией их реализации независимо от будущей позиции по этим вопросам премьер-министра Алексиса Ципраса и партии «Сириза». До начала встречи министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил: «Греческое правительство подорвало доверие к себе совершенно бессмысленным образом» (проведя референдум 6 июля.— «Ъ»). И предупредил: «Не стоит ждать легкого решения, учитывая, что нельзя полагаться на обещания, которые потом срываются». По словам финского министра финансов Александра Стубба, акцент должен быть сделан на пенсионной реформе, НДС, налогах и особенно приватизации.

По сообщениям европейских СМИ, причиной задержки переговоров стала позиция Германии, она предлагала рассмотреть временное исключение Греции из валютного блока или требование дополнительных гарантий реформ. Президент Франции Франсуа Олланд, напротив, еще накануне назвал новые предложения Афин «серьезными и вызывающими доверие», а в воскресенье пообещал «сделать все для удержания Греции в зоне евро». В ЕЦБ и МВФ также посчитали новую позицию Греции «достаточным основанием для возобновления переговоров». В проекте рекомендаций евросаммиту со стороны Еврогруппы есть вариант с временным выходом Греции из зоны евро с возможной реструктуризацией на это время долгов, а основной вариант предусматривает обязательное участие в помощи Греции МВФ (то есть сохранение «евротройки» ЕС—ЕЦБ—МВФ), ограничение прав профсоюзов, возможность передачи приватизируемых активов Греции для будущего погашения ее долга в люксембургский спецфонд IfG (создан ранее Грецией при участии немецкого KwF и европейского EIB).

Напомним, Греция запросила получение финпомощи из Европейского механизма стабильности (ESM) в объеме $53,5 млрд на три года — именно такую сумму МВФ считает необходимой для «восстановления кредитной устойчивости» страны. Часть средств, по расчетам фонда,— отсрочка по платежам по текущим долгам перед «тройкой», еще порядка $36 млрд — новые кредиты. До объявления референдума в Брюсселе были готовы выделить лишь $13 млрд — столько средств требовалось для компенсации пониженных требований к первичному (до уплаты процентов по долгам) профициту греческого бюджета, говорил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Взамен в прошлый четверг греческий премьер-министр Алексис Ципрас направил кредиторам новые предложения о реформах, включающие в себя более жесткие меры экономии (на €12 млрд вместо €8 млрд), чем было оговорено в прежней программе помощи, против которой 5 июля проголосовало более 60% населения Греции. Согласно опубликованному списку реформ, пополнять бюджет в основном предлагается за счет поднятия налогов, в частности на турбизнес на островах (повышение ставок НДС на все сервисы, за исключением отелей), рост подоходного налога и налога на прибыль (на 2 п. п. — до 28%), сборов с крупнотоннажного флота, новые корректировки пенсионной системы. Параметры прежних двух программ по профициту бюджета не были достигнуты, пересмотр программы сопровождался политическими кризисами и принуждением Афин к законодательному утверждению реформ.

Учитывая, что последняя оценка МВФ по кредитоспособности Афин, на которой строятся переговоры, проведена до объявления о референдуме и до закрытия банков на длящиеся уже две недели банковские каникулы (что привело к фактическому «замораживанию» экономики Греции), сумма, которую Афинам необходимо согласовать с кредиторами, может оказаться существенно выше. По сути, речь идет о третьей по счету программе помощи стоимостью (предварительные неофициальные оценки Еврогруппы) €82-86 млрд. Если не будет достигнуто хотя бы предварительное соглашение, страна может столкнуться с банковским кризисом уже на этой неделе: несмотря на действие ограничений, запасы ликвидности в банках Греции заканчиваются, и ЕЦБ не может увеличить объем кредитной поддержки греческим банкам без согласия в Брюсселе (средства в размере €10 млрд может немедленно предоставить европейский фонд ESM при общем соглашении с ЕС). Видимо, Греции придется продлить «банковские каникулы», заканчивающиеся 13 июля, как минимум до четверга 15 июля.

Татьяна Едовина, Дмитрий Бутрин

 

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика