Финансовый омбудсмен будет разрешать споры заемщиков и банков до суда

Финансовый омбудсмен будет разрешать споры заемщиков и банков до суда

Минфин России и Центробанк собираются ввести досудебный порядок урегулирования споров граждан с банками, МФО и страховыми организациями. Функции досудебной инстанции по задумке чиновников должен будет исполнять специальный уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. Юристам придется изучать новый порядок подачи жалоб и исков в суд, если разрешить спор с помощью финомбудсмена не получится.

Что случилось?

Центробанк и Минфин России подготовили поправки ко второму чтению законопроекта № 517191-6 «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций», принятому в первом чтении три года назад. Финансисты хотят установить обязательный порядок обращения к финомбудсмену граждан у которых возник спор с банком, микрофинансовой организацией или страховой компанией. Только в случае, если уполномоченный по правам потребителей финуслуг не сможет помочь в решении возникшей проблемы, можно будет обращаться с иском в суд.

Омбудсмен по финансовым услугам и досудебный порядок урегулирования

Институт финансового уполномоченного по правам граждан Минфин предложил создать еще три года назад. Тогда соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении. Чиновники утверждали, что это необходимо для того, чтобы граждане могли в досудебном порядке урегулировать споры с участниками рынка, поднадзорными Банку России:

  • банками,
  • микрофинансовыми организациями,
  • страховыми компаниями.

Вначале чиновники собирались предоставить потребителям финансовых услуг выбор: решать спор через финомбудсмена или подавать иск в суд. Спустя три года после первого чтения инициативы позиция Центробанка и Минфина по данному вопросу изменилась. Теперь финансисты хотят сделать досудебный порядок урегулирования подобных споров через уполномоченного обязательным. Обратится в суд стороны смогут только в том случае, если принятое омбудсменом решение, не удовлетворит какую-то из них. Для обращения в суд в этом случае будет 30 дней с даты вынесения соответствующего решения омбудсменом. В противном случае его решение будет обязательным к исполнению.

В Банке России уверены, что новый подход значительно снизит нагрузку на судебную систему и заставит банки охотнее идти навстречу заемщикам. Кроме того, стороны смогут сэкономить на судебных издержках, ведь для потребителей финуслуг обращение к омбудсмену будет бесплатным. Все расходы на содержание института уполномоченного возьмут на себя ЦБ РФ и банки.

Если Госдума все же примет окончательно этот залежавшийся на рассмотрении законопроект, то новая служба заработает уже в первом квартале 2018 года. Первоначально финомбудсмен займется урегулированием в досудебном порядке споров по ОСАГО, а потом перейдет и к спорам с банками и МФО. Жалобу уполномоченному можно будет направить как лично, так и по электронной почте или через портал госулуг.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика