Классические банкротные схемы в классике литературы

Как только люди изобрели деньги, так сразу появился и один из древнейших юридических институтов — банкротство. Истории про номиналов, фиктивных банкротов и незадачливых банкротов-аферистов — постоянные гости не только в СМИ, но и ежедневной практике большинства юристов. Взгляд в художественную литературу показывает: все эти проблемы существуют очень давно и не раз мелькали у классиков. В преддверии выходных предлагаю совершить небольшой литературно-банкротный экскурс.  

Банкрот продолжает вести дела через номинала. «Финансист» Теодора Драйзера

Главный герой романа Фрэнк Каупервуд занимается полулегальными финансовыми махинациями с государственными облигациями и сколачивает значительное состояние в Филадельфии. К несчастью, паника на бирже, вызванная Великим чикагским пожаром, а также ставшая явной любовная связь между ним, женатым человеком, и дочерью его кредитора и покровителя, приводит к финансовому краху и банкротству. Параллельно с этим в отношении него начинается расследование громкого коррупционного дела. 

Несмотря на это, главный герой романа использует спрятанные им наличные деньги и собственные связи, чтобы продолжать получать доходы через подставного предпринимателя-брокера. Это помогает ему обеспечивать свою семью, оплачивать услуги  адвоката и давать взятки своим тюремщикам. 

«Финансист» основан на истории реального американского предпринимателя Чарльза Йеркса и без прикрас показывает, что и сто лет назад бизнесмены использовали все те же инструменты для того, чтобы остаться на плаву даже будучи признанными банкротами. 

«Что касается судей, то по большей части это незадачливые адвокаты, выдвинувшиеся благодаря счастливой случайности, люди, которые, вероятно, во многом уступили бы красноречиво разливавшимся перед ними защитникам, случись им поменяться ролями». 

Использование номинала является одним из способов, которыми бизнесмены могут продолжать вести дела, даже будучи банкротами. Однако, в то же время, это может быть неэтичным и даже противозаконным, если это сделано для обмана кредиторов или других заинтересованных сторон.

Преднамеренное банкротство. «Свои люди — сочтёмся» Александра Островского

В центре сюжета русской нетленки — московский купец Самсон Большов, организовавший собственное банкротство с целью избавиться от своего крупного кредитора. Как и Каупервуд, Большов хочет вести дела во время банкротства через номинала, коим должен был выступить его будущий зять. На него он и переписывает все свое имущество в преддверии несостоятельности.

План хитрого купца, однако, срывает сам зять, который после свадьбы на дочери Большова начинает пользоваться доставшимся ему имуществом, а сам банкрот остается ни с чем. Номинал в итоге оказывается хитрым мошенником.

Пьеса Островского доказывает, что фиктивное банкротство, номиналы и скудное возмещение кредиторам — это не новинка, а очень давняя история.

«Да что тут разговаривать-то. На милость суда нет. Бери все, только нас со старухой корми да кредиторам заплати копеек по десяти».

Московский купец Самсон Большов совершил махинацию, организовав собственное банкротство в надежде избавиться от крупного кредитора. Это действие не только является неэтичным и противозаконным, но и наносит вред обществу в целом.

Рисковые инвестиции и вымывание активов. «Крошка Доррит» Чарльза Диккенса

Коммерсант Мердл — один из второстепенных героев романа Диккенса, посредственный и заурядный человек, создающий свое огромное богатство на финансовых спекуляциях и аферах. Поле деятельности роднит его с Фрэнком Каупервудом, однако последний обладает харизмой, волей и своей моралью, тогда как Мердл является просто удачливой посредственностью.

Слава персонажа и растущее богатство привлекает к нему все больше инвесторов, не понимающих принципов рынка, но верящих в то, что новое предприятие Мердла — это технологический и экономический прорыв, инновация, обреченная на успех. Среди этих инвесторов и семья главной героини романа Эми Доррит, и ее возлюбленный Артур. 

Предприятие Мердла в итоге оказывается мыльным пузырем, он банкротится и увлекает за собой в банкротство и всех своих горе-инвесторов, которым светит долговая тюрьма. У Мердла также есть реальный прототип — директор ирландского банка Джон Седлер, который изымал активы своего банка и тем самым довел последний до банкротства. 

И литературная, и реальные истории описывают одни из самых частых причин банкротства как банков, так и частных вкладчиков и инвесторов. 

«Затем вы подадите прошение в тот департамент о том, чтобы вам разрешили подать прошение в этот департамент (предварительно вам придется выяснить, в какой форме оно должно быть составлено). Получив соответствующее разрешение (если вы его в конце концов получите), вы направите свое прошение в тот департамент, откуда оно будет переслано для регистрации в этот департамент, затем возвращено для подписи в тот департамент, затем снова передано для засвидетельствования в этот департамент, и тогда уже официально принято к рассмотрению тем департаментом. Справки о прохождении дела в каждой из этих инстанций вы будете наводить в обоих департаментах тем же способом — ходить и спрашивать, пока не получите ответа».

В произведении “Крошка Доррит” Чарльза Диккенса показано, как финансовые мошенники используют свои схемы, чтобы обмануть инвесторов и получить выгоду. Это может привести к тому, что инвесторы теряют все свои деньги, а компании или банки обанкротятся.

Выделяется на фоне Драйзера, Островского и Диккенса, пожалуй, Бальзак. В его «Истории величия и падения Цезаря Бирото» главный герой, чье имя вынесено в название романа, банкротится честно и погашает практически все долги перед кредиторами — достойный пример и правовой идеал всего банкротного законодательства. 

Истрчник

2 комментария

  1. Михаил 02.04.2023
  2. Алексей 02.04.2023

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Яндекс.Метрика