Тяжкое прощание с Харьковским авиазаводом

Харьковский авиазаводВо второй декаде мая СМИ облетела новость: Харьковский авиазавод (ХАЗ) распродают по частям, чтобы рассчитаться за долги по зарплате с сотрудниками предприятия. Хотя совсем недавно говорили о стабилизации и реанимации производства.

Напомним: в марте прошлого года в правительстве заявили, что на завод пришла антикризисная команда, способная вытащить предприятие из финансовой трясины. Осенью 2017 г. «Укроборонпром» раструбил о «большом» контракте, который подписали американцы с ХАЗ. Но вышло так, как мы и предполагали, анализируя тогдашние заявления чиновников и топ-менеджеров добиваемой авиастроительной отрасли: вся эта афера с антикризисными мерами закончится печально для ХАЗ.

Сейчас Харьковский авиазавод находится в процедуре банкротства. По решению суда исполнительная служба изъяла у предприятия пять грузовых автомобилей и Skoda Oktavia Еlegans, которые будут выставлены на торги через специализированное госпредприятие «Сетам».

Но это далеко не самая убийственная новость для авиазавода. Здесь больше позора для государства, нежели реальных убытков предприятию. К этому присоединился настоящий международный скандал, в который попал завод благодаря новоявленным «антикризисным» менеджерам. 24 апреля Хозяйственный суд Харьковской области обязал ХАЗ вернуть $15 млн. Казахстану за непоставленный в сроки самолет и оплатить 490 тыс. грн. судебного сбора.

В эту скандальную историю сумел попасть премьер В. Гройсман, который в августе прошлого года с пафосом разразился новостью: «Украинский Ан-74, сделанный в Харькове, отправится в Казахстан! За самолет заказчик уже выплатил 15 млн. долларов». Но в итоге Казахстану теперь нужно возвращать деньги, а не самолет.

27 октября 2017 года казахская сторона (войсковая часть 3656 Национальной гвардии республики) в адрес Харьковского авиазавода и одновременно «Укроборонпрома» и «Укрспецэкспорта» направила уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке и потребовала возврата денег. В ответ на это на авиазаводе заявили, что расторжение договора не приведет к положительному результату: ждите вечно достройки самолета, а денег вам не видать. Но суд решил иначе.

Договор этот, к слову, был заключен в фатальном для Украины феврале 2014 г. ХАЗ должен был изготовить самолет и поставить его заказчику в октябре 2015 года. Стоимость контракта почти $30 млн., из которых на заводе успешно освоили в качестве предоплаты половину, но самолет так и не сделали. Причем новые сроки сдачи судна постоянно срывали, в результате чего казахи и решили обратиться в суд. Характерно и то, что ещё 13 марта 2015 г. готовность самолета по сборке составляла 80%. Но не хватало для достройки самого главного – российских комплектующих, которых так и не смогли ничем заменить. Это прямые результаты антироссийской политики киевского режима, за которые завод ещё дорого заплатит.

Ещё в начале 2018 г. «Укроборонпром», в структуру которого входит завод, назвал успешной «реанимацию» предприятия. Тогда в концерне заявили, что по результатам прошедшего года на авиазаводе якобы смогли восстановить базовые производственные активы и погасили 300 тысяч гривен долга за коммунальные услуги и даже …начали выплачивать зарплату.

На деле эти заявления не стоили и ломаного гроша. Последняя разработка авиастроителей – мини-самолет ХАЗ-30, сконструированный в 2011-2012 годах для обучения пилотов. Их собрали около десятка. Но дело так и не пошло, хотя заводчане и шутили, что, мол, делать его можно «на коленках после работы». После этого о таких вещах, как Ан-74, можно просто вспоминать.

Кредиторская задолженность на заводе более 3 млрд. грн. За последние пять лет не выпущено ни одного самолета. Единственное, чего смогли в 2017 году – провести техобслуживание 7 самолётов разных моделей «Антонова», за что получили примерно 57 млн. грн. Но это капля в море заводских долгов! К слову, за коммунальные услуги завод задолжал почти 35 млн. грн., из-за чего ещё в 2016 г. был отключен от электро-, газо- и водоснабжения. Сейчас смогли подключить только свет и холодную воду, но громадную задолженность за услуги так и не погасили.

По данным министра юстиции Украины П. Петренко, на сегодня Харьковский авиазавод имеет самые крупные долги по выплате зарплаты на Украине – 74 млн. гривен. На предприятии их планируют полностью погасить только к 2023 году. При этом задолженность по единому социальному взносу закроют в 2024 г., а с Пенсионным фондом рассчитаются в 2025 г. Причем деньги на это дело они планируют получить не за счет производственной деятельности, а в результате сдачи объектов непроизводственного назначения в аренду и распродажи остатков советского соцкультбыта.

Кстати, на 1 апреля Харьковская область оказалась в том числе и благодаря авиазаводу на третьем месте на Украине по общей сумме невыплаченных зарплат с показателем 232,44 млн. гривен. И эта сумма с начала года выросла на 3,5%.

В ноябре прошлого года украинские СМИ распространили новость от «Укроборонпрома»: некая американская компания Oriole Capital Group заключила договор с авиазаводом на сумму в $150 млн. для якобы организации серийного производства Ан-74 на мощностях завода. Как мы и предполагали, распиаренный контракт оказался, как любят теперь говорить украинские СМИ, фейковым. А компания – американским офшором в юрисдикции штата Делавер. Бывший гендиректор «Укроборонпрома» Р. Романов, тихо ушедший со своего поста за выявленную коррупцию в концерне, даже назвал тогда это «сверхважным событием для Украины». Но ситуация, как видим, так и не сдвинулась с мёртвой точки.

Предыдущий гендиректор ХАЗ А. Кривоконь ещё весной прошлого года пообещал новую супер «стратегию выведения предприятия из кризиса и восстановления его работоспособности». Но суть её была нацелена на консервацию авиастроения на площадках ХАЗ. После того как стало понятно, что процесс этот на заводе успешно пошел, в августе 2017 г. его назначили руководителем ГП «Антонов». А заводом стал управлять его зам — С. Санагурский, также как и он не связанный до этого с авиастроением.

Сейчас на заводе хотят организовать изготовление траков для боевых бронированных гусеничных машин, наладить в пустующих цехах сервисные услуги по ремонту техники и запустить линию по производству пластиковых окон. Параллельно с этим будут по возможности ремонтировать самолеты. Вот и всё, что останется от былой авиастроительной славы. Кстати, на заводе и раньше в штатном режиме их ремонтировали, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Но никогда этому не придавали такого значения, как сейчас, выдавая это за «реанимацию» предприятия.

Но если по тракам всё понятно, надо хоть чем-то занять простаивающий завод, «Укроборонпром» посодействовал «выигрышу» тендера на поставку комплектующих Житомирскому бронетанковому заводу, то с пластиковыми окнами получается вообще какой-то треш.

Впервые об идее производства пластиковых окон заговорил в марте 2017 г. тогдашний директор завода А. Кривоконь. Он предложил загрузить предприятие любыми неавиационными заказами, считая это самым рациональным решением, исходя из сложившейся ситуации. «Конечно, хотелось бы осуществлять серийный выпуск самолетов. Но пока мы будем его ждать, обстоятельства могут заставить взяться за «болгарки»», — пояснил он тогда свою позицию.

К слову, ХАЗ и в советские времена выпускал товары народного потребления. Это были детские коляски, санки, посуда и много чего другого. Но это было, так сказать, мимоходом. Завод строил самолеты, а товары народного потребления составляли мизерную долю в его производстве. В годы незалежности это уже было вынужденное средство выживания для завода. Даже пытались организовать серийный выпуск бытовых газовых плит и детских игровых площадок. Но эти все «реформаторские» попытки реанимировать советский авиастроительный гигант были, что называется, как мертвому припарки.

Аналогично можно сказать и об идее производства пластиковых окон на заводе. Её авторы даже не удосужились просчитать возможные варианты этого, с позволения сказать, бизнес-плана. А ведь рынок предприятий и фирм, занимающихся окнами в Харькове, сейчас просто перенасыщен. Плюс к этому заводу теперь понадобятся дополнительно установщики и замерщики окон. Но всё встаёт на свои места, если мы предположим, что у «антикризисных» менеджеров давно уже есть своя фирма, которая будет просто использовать заводские площадки под свои нужды. К авиастроению это не будет иметь никакого отношения. Наоборот, латание дыр за счет такого способа – хороший повод отказаться вообще от основной деятельности. Что, собственно, постепенно и происходит.

Харьковский авиазавод размещен в прекрасном месте с точки зрения строительства здесь различного рода торгово-развлекательных центров. Придет время, и эту идею, видимо, озвучат как способ «реанимации» предприятия.

ХАЗ не входит вообще в любые правительственные планы относительно отрасли. Об этом красноречиво говорит принятая Кабмином 10 мая пресловутая стратегия возрождения украинского авиапрома на период до 2022 года. Среди основных мероприятий стратегии много воды, но есть и конкретика. Это в первую очередь «обеспечение программы импортозамещения проектов самолетов Ан-140, Ан-74 и Ан-32 (т. е. это дело растянется до 2022 года), «организация для нужд армии и силовых структур, а также на экспорт углубленной модернизации и производства вертолетов Ми-2МСБ и Ми-8МСБ», превращение ГП «Антонов» в холдинговую компанию. А вот о Харьковском авиазаводе ничего конкретного в стратегии не пишется.

* * *

Символическим актом к печальному итогу его деятельности стало следующее событие: на последнем звонке 25 мая студенты Национального аэрокосмического университета им. Жуковского «ХАИ» провели самый массовый в Харькове запуск бумажных самолетиков. О настоящих самолётах харьковчанам теперь остаётся только мечтать…

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика