Липецкий завод гусеничных тягачей обанкротился до прихода инвестора

ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей»
ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей»
Производившее тягачи для зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» (ЛЗГТ, входит в концерн «Тракторные заводы» «Ростеха») признано банкротом. На оборонном предприятии началась процедура конкурсного производства, предусматривающая его ликвидацию с распродажей имущества. За контроль над активом в липецком арбитраже структура «Ростеха» борется с лизинговой компанией «Трансфин-М», совладельцами которой являются «Газпром» и ВЭБ. Ее юристы «Ростеха» подозревают в фальсификации документов. На фоне спора срываются сроки передачи завода новому инвестору — частному машиностроительному холдингу «Транспортные компоненты». Эксперты опасаются, что разбирательство крупнейших кредиторов еще сильнее замедлит смену собственника.

Судья арбитражного суда Липецкой области Валерий Богатов на заседании 27 ноября признал ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» банкротом и начал в компании конкурсное производство. Вести его почти за 160 тыс. руб. в месяц будет член Московской СРО арбитражных управляющих Андрей Берсенев, который ранее руководил процедурой наблюдения ЛЗГТ в качестве временного управляющего.

Завод тягачей — оборонное предприятие. Он выпускал и обслуживал гусеничные шасси, которые перевозят части зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ — основы ПВО Сухопутных войск РФ. Кроме того, до 2020 года предполагается полностью перевооружить войска с использованием тех же шасси на модернизированные комплексы С-300В4, С-300В2 и С-300В3. Также зенитки поставляются на экспорт. По открытым данным, всего с начала 1980-х было выпущено более 200 систем войск С-300В и С-300ВМ. Их эксплуатируют Россия, Украина, Белоруссия и Венесуэла. Публично ЛЗГТ не отчитывался о заключении контрактов по обслуживанию комплексов.

В материалах дела о банкротстве говорится, что иск к заводу в конце 2016 года подал Росдорбанк (среди совладельцев — топ-менеджер «Мостотреста» Аркадия Ротенберга Валерий Дорган), выдавший предприятию кредит в размере $1 млн (более 64 млн руб. по курсу ЦБ двухгодичной давности). В марте 2017-го соистцом стала лизинговая компания ПАО «Трансфин-М» (по собственной оценке, входит в топ-5 участников профильного рынка РФ). Ее основными конечными бенефициарами, судя по данным «СПАРК-Интерфакс», являются «Газпром» и Внешэкономбанк. Первоначально «ТрансФин-М» заявил требования в 82,3 млн руб., которые и были включены в реестр.

В июле того же года суд отказал Росдорбанку в иске, так как завод выплатил часть займа, но задолженность перед лизинговой компанией осталась. Сейчас она увеличилась до 1,29 млрд руб. — это больше половины из всех требований порядка 2 млрд руб. Еще 828,9 млн руб. долга приходится на ООО «РТ-капитал», структуру «Ростеха». Она вошла в дело ЛЗГТ, получив по договору цессии его долг перед Новикомбанком — тоже структурой «Ростеха», финансировавшей завод.

Так как требования «РТ-капитала» меньше, чем лизинговой компании «Трансфин-М», именно она стала мажоритарным кредитором. «Трансфин-М» может большинством голосов контролировать развитие процедуры банкротства, условия распродажи имущества завода и ликвидации его юрлица — именно это происходит в финальной стадии банкротства, конкурсном производстве. Юристы «Ростеха» пытаются вернуть контроль над процедурой — оспорить включение в реестр полной суммы долга завода перед «Трансфин-М», ссылаясь на то, что описывающие его документы якобы могут быть «сфальсифицированными». «Договор сотрудниками ЛЗГТ не подписывался, оттиск печати не соответствует печати общества», — заявляли они на одном из заседаний. Но и суд первой инстанции, и апелляция все же включили требования в реестр. Сейчас оспаривание дошло до кассации — арбитражный суд Центрального округа рассмотрит жалобу 18 декабря.

Ранее в «Ростехе» сообщали, что передача предприятий «Тракторных заводов», в том числе ЛЗГТ, «Транспортным компонентам» привязана к выкупу задолженности у ВЭБа и запланирована на август 2018 года. Предполагалось, что они будут выпускать на нем не только шасси для зениток, но и другую, гражданскую, продукцию. Процесс перехода предприятия к инвестору затянулся. На прошлой неделе индустриальный директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Сергей Абрамов сообщил ТАСС о завершении передачи «Ростеху» прав требования долга «Тракторных заводов».

В приемной гендиректора завода Вадима Павлова не ответили на звонки “Ъ-Черноземье”. Телефон пресс-службы его головной структуры, Курганского машиностроительного завода, также не отвечал. В пресс-службе «Тракторных заводов» не комментируют деятельность «военного предприятия». На их сайте указано, что ЛЗГТ еще входит в холдинг. В «Транспортных компонентах» отказались от комментариев, пообещав публично сообщить, когда ЛЗГТ войдет в их структуру. В «Ростехе» не успели ответить на запрос “Ъ-Черноземье”. Курирующий промышленность вице-губернатор Липецкой области Дмитрий Аверов был недоступен для комментариев.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» зарегистрировано в 2009 году в Липецке. Уставный капитал — 419,9 млн руб. Основной вид деятельности компании — производство военных боевых машин. 100% принадлежат ОАО «Курганмашзавод», другой структуре «Тракторных заводов». Финпоказатели ЛЗГТ не раскрывались. Основным заказчиком техники и запчастей предприятия, по собственным данным, является Минобороны РФ.

Эксперт управляющей компании «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский считает, что в случае продажи активов ЛЗГТ с банкротных торгов оно «не привлечет интереса компаний на свободном рынке», а заинтересует лишь того, кто уже собирался инвестировать в завод. «У оборонных компаний специфическая экономика, и если нет заказа от государства, то они просто умирают. Покупая завод военных тягачей, невозможно без серьезных издержек его перестроить на гражданскую продукцию, особенно в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями — это просто невыгодно, себестоимость будет космической, как и цена реализации», — пояснил господин Звенигородский.

Аналитик «Алора» Алексей Антонов предположил, что банкротство было инициировано с целью «очистки старого юрлица от долгов перед передачей инвестору производственного комплекса». «Но этому мешает спор между основными кредиторами, поэтому планы «Ростеха» могут потребовать значительно более высоких затрат, — считает аналитик. — Если между кредиторами не будет достигнуто принципиальное согласие, то возможному инвестору придется в буквальном смысле по кусочкам выкупать предприятие на торгах на общих основаниях».

Арбитражный управляющий, директор воронежского филиала СРО «Авангард» Игорь Вышегородцев полагает, что банкротство «похоже на защиту активов»: «Если структура ‘Ростеха» сможет оспорить включение в реестр крупной суммы требований и сама станет основным кредитором, то именно она будет определять условия продажи имущества партнеру госкомпании».

КоммерсантЪ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version