Коломойскому обрежут крылья: что происходит с крупнейшей авиакомпанией Украины

Международным авиалиниям Украины

«Международным авиалиниям Украины» грозит банкротство. Принадлежащая олигарху Игорю Коломойскому авиакомпания стала заложницей украинской политики

В обнародованном 4 ноября интервью министра транспорта Украины Владислава Криклия среди прочего рассказывалось о судьбе крупнейшего украинского авиаперевозчика — «Международных авиалиний Украины».

«Долги есть», — лаконично ответил министр на вопросы журналистов «РБК-Украина».

Криклий отметил, что очень надеется на то, что МАУ разберется со своими долгами.

«Очень на это рассчитываю, иначе компания — банкрот. А это не очень хорошо», — рассказал он.

Таким образом, снова встал вопрос о будущем МАУ. А ведь почти за месяц до этого — 10 октября — о компании вспоминал и президент Украины Владимир Зеленский.

«У нас, кстати, из-за этого (прекращения авиасообщения с Россией — Ред.) банкротятся авиакомпании. У нас дотационными являются в принципе авиарейсы, и, честно говоря, мы можем спокойно национализировать нашу крупную авиакомпанию. И я знаю, что собственники будут только счастливы, чтобы не платить по долгам. Но мы пока им такое счастье не предоставим», — заявил Зеленский во время своего пресс-марафона.

Теперь же над МАУ навис вопрос банкротства. И будущее, пожалуй, самого значительного украинского игрока на рынке авиаперевозок Украины довольно туманно.

Проклятое государство

Долги, о которых говорил Криклий, касались задолженности компании перед госпредприятием «Украэрорух» за предоставленные аэронавигационные услуги. О долге компании стало известно в конце мая, когда вышел очередной выпуск программы «Схемы: коррупция в деталях».

«Инициированные серьезные споры с основным поставщиком аэронавигационных услуг — «Украэрорухом». Если по-простому, то МАУ перестало платить ту цену, которую «Украэрорух» выставляет», — пояснял журналистам специалист по авиационному праву Андрей Гук.

Эту информацию практически подтвердила и руководитель юридической службы «Украэроруха» Елена Карнаух.

«Сейчас МАУ провинилась, и переданы в суд иски на сумму около полумиллиарда — 476 млн грн (около 1,2 млрд руб. — Ред.)», — рассказала она.

По ее словам, такой долг образовался из-за того, что в МАУ решили перестать платить за услуги госпредприятия, посчитав цену за них неоправданно завышенной.

Спустя полгода в принадлежащей Коломойскому авиакомпании согласились пойти на уступки государству.

«Да, они обсуждают это (погашение долгов — Ред.) с нашим предприятием «Украэрорухом». Сами инициировали этот график, уже начали выплаты», — рассказал Криклий.

Впрочем, плата за аэронавигационные услуги — это лишь одна из «болевых точек» во взаимоотношениях МАУ с государством.

«У авиакомпаний же есть ряд других дополнительных затрат, утвержденных государством, которые влияют на ценообразование. Например, одно из ключевых — акциз на топливо. Украинские авиаперевозчики что на международных, что на внутренних рейсах вынуждены переплачивать за топливо по сравнению с зарубежными по $32 за тонну. А есть еще обязательная пошлина на ввоз авиазапчастей, самолетов, которые фактически не пересекают границу. Потому вопрос стимулирования внутренних перевозок куда шире и требует учета всех влияющих факторов», — рассказывал в обнародованном 4 ноября интервью изданием «Буквы» президент МАУ Евгений Дыхне.

Он заявил, что одна лишь отмена НДС в цене авиабилета — явно недостаточная мера. А другие меры, которых ожидала компания, касались вопросов, связанных с политикой.

Цена ссоры

В начале 2019 года МАУ заявила о серьезных финансовых проблемах. Предыдущий, 2018 год компания закончила с серьезным убытком — 2,7 млрд грн (около 7 млрд руб. — Ред.). Отчасти это произошло из-за закрытого неба над Россией. Вряд ли в 2015 году, закрывая небо для россиян, украинские власти предполагали, что своими же руками набрасывают удавку на крупнейшего авиаперевозчика в стране.

«Серьезные потери в деньгах все это время были также связаны с необходимостью облета территории РФ и Донбасса. Если говорить на языке цифр, то за последние пять лет МАУ переплатила $216 млн. Для понимания приведу пример потерь на облете одного рейса Киев-Пекин-Киев — $35,3 тыс. Или на рейсах из нашей столицы в Алматы и обратно — $11,3 тыс. В первом случае речь о порядка 6,5 часов облета в сумме. Во втором — 4,4 часа облета», — рассказал Дыхне.

Когда к власти в стране пришел Владимир Зеленский и его команда, начали раздаваться заявления о том, что отечественным авиаперевозчикам могут компенсировать потери от политического решения четырехлетней давности. Говорил об этом и сам министр Криклий. Впрочем, сегодня он более осторожен в заявлениях.

«Такие вещи могут решаться только на политическом уровне. Во-вторых, на это нужно находить средства в бюджете. Думать об этом — одно, а находить на это деньги, большие деньги — это другое», — указал министр в интервью «РБК-Украина».

Однако еще до этого заявления в МАУ поняли, что им придется справляться собственными силами.

«Мы подчеркивали публично, что не хотим никаких компенсаций «задним числом», мы хотим диалога и помощи от власти для либерализации рынка. Но так и не получили фидбек. Убедившись, что с трудностями придется справляться только экономическими рычагами, ничего не оставалось, как пересмотреть программу полетов. Мы пошли на вынужденный шаг — сокращение европейских частот и отмену рейсов в Пекин и Амман. Да, нам пришлось действовать в рамках своих возможностей: ужиматься, пересматривать финансовую политику, пересматривать и оптимизировать сеть с учетом размера флота и затрат на обслуживание полетов», — отметил президент МАУ Дыхне.

По его словам, такие меры позволят привести компанию в безубыточность. Однако в целом взгляды Дыхне на будущее авиаперевозок на Украине далеки от радужных. Он признает: львиная доля населения страны попросту не может позволить себе авиаперелеты.

«Покупательная способность украинцев желает лучшего. Уровень доходов населения низок, из-за чего лишь немногие могут позволить себе более-менее регулярные перелеты. Для сравнения, доход на душу населения в Украине составляет всего $199, в то время, как в Беларуси — $314, в России — $768, в Турции — $912, а в Польше — более $1000. Летает порядка всего 5% украинцев, и это далеко не те, кто копит на путешествие в теплые края раз в год. Речь о пассажирах с уровнем дохода выше среднего, совершающих постоянные международные перелеты в деловых или личных целях», — отметил Дыхне.

Между тем, падение уровня доходов украинцев во многом было связано с общим падением украинской экономики, начавшемся в 2014 году. Последнее же отчасти было связано с разрывом украинско-российских торговых и производственных связей.

В общем, одна лишь судьба крупнейшего украинского частного авиаперевозчика свидетельствует: без приведения отношений с Россией в норму хотя бы чисто из прагматических соображений украинской экономике будет непросто. Что касается будущего МАУ, то оно довольно туманно. С учетом покупательской способности украинцев вряд ли сокращение рейсов сильно поможет авиакомпании. Остается лишь ждать обнародования финансовых результатов МАУ за 2019 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version