Мораторий на банкротства юрлиц обострит экономические проблемы — комитет Госдумы

Мораторий на банкротства юрлиц

Введение моратория на банкротства юридических лиц приведет к резкому росту риска неисполнения ими своих обязательств перед контрагентами и кредиторами, в результате обострятся экономические проблемы в ряде секторов экономики, говорится в заключении комитета Госдумы по собственности на законопроект правительства. Документ опубликован в пятницу в электронной базе нижней палаты парламента.

Эти замечания сделаны всего спустя сутки после внесения правительством в Госдуму соответствующего законопроекта, входящего в пакет мер по сглаживанию последствий пандемии СOVID-19.

Правительственный законопроект предлагает наделить кабинет министров правом вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве в исключительных случаях, перечень которых не ограничен. В качестве примера в документе названы чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также существенное изменение курса рубля. При этом кабмин также самостоятельно сможет определять категории лиц, виды экономической деятельности, в отношении которых будут действовать временные ограничения.

Такое наделение правительства «крайне широкими полномочиями по управлению экономикой в кризисный период» насторожило членов комитета Госдумы по собственности. Они не возражают против новых прав кабмина, но отмечают, что это «в обязательном порядке» должно «сопровождаться усилением парламентского контроля за ходом реализации антикризисных мер». В заключении комитета не раскрываются его предложения о деталях такого контроля.

Но при этом у комитета возникли очень существенные претензии к положениям законопроекта, касающимся механизма реализации моратория и его возможных последствий, как для компаний-должников, так и для их контрагентов и кредиторов. Во-первых, судя по тексту заключения, в комитете видят риски для экономики страны в самом введении моратория. «С введением моратория резко возрастают риски неисполнения должниками своих обязательств перед кредиторами и контрагентами, следствием которого станет обострение экономических проблем в отдельных секторах экономики», — говорится в тексте заключения.

В подавляющем числе случаев в договорах между контрагентами форс-мажор в виде моратория «не учтен в качестве основания для отсрочки выплаты долгов по обязательствам», кроме того, различные группы должников могут получить различный правовой статус освобождения от исполнения обязательств. «В результате с учетом инфляционных процессов значительное число кредиторов может недополучить существенную часть денежных средств, на которые они рассчитывали, заключая договоры, что может привести к резкому ухудшению их собственного финансового положения и предбанкротному состоянию», — отмечается в документе.

Законопроект предусматривает ограничение прав кредиторов. Например, должник может инициировать свое банкротство, а его кредиторы — нет. Это может привести к злоупотреблениям со стороны недобросовестных должников, опасаются в комитете Госдумы по собственности и рекомендуют «тщательно» проработать меры, «предупреждающие риск вывода активов недобросовестным должником».

Кроме того, по мнению комитета, такое ограничение прав кредиторов «неминуемо вызовет изменение их кредитной политики». Это может привести к удорожанию кредитов или отказу кредитовать отдельные категории заемщиков. «В результате многие организации лишатся возможности привлечения доступных по стоимости заемных финансовых ресурсов, прежде всего на обеспечение текущей хозяйственной деятельности, что неминуемо вызовет ухудшение их финансового положения», — указано в заключении.

У комитета вызвало возражения предложение правительства считать ничтожными все сделки, совершенные должником в период моратория. Комитет предлагает «предусмотреть особенности оспаривания сделок», совершенных во время моратория.

Также комитет усомнился в необходимости приостановления всех исполнительных производств и мер принудительного исполнения в отношении компании-должника, которое предлагает законопроект. Эта мера, по мнению комитета, не должна распространяться на исполнительные листы, связанные с возмещением вреда жизни, здоровью, выплатой заработной платы и иными «социальных» взысканий.

Но несмотря на все замечания комитет рекомендовал депутатам одобрить проект в первом чтении и дополнительно обсудить «ряд аспектов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version