Стандарты для несуществующей профессии: чего ждать арбитражным управляющим

Институт банкротства в России развивается с 1992 года, однако одна из главных фигур процесса – арбитражный управляющий – так и остается без подобающего правового статуса

В 2019 году, по данным Федресурса, процедура банкротства была введена в отношении 68,98 тысяч физических лиц и 12,4 тысяч юридических лиц. Во главе каждого проекта стоит арбитражный управляющий. Именно этот специалист отвечает за правомерность процесса банкротства и даже за судьбы людей.

Ежегодно процедура банкротства становится сложнее, закон «О банкротстве» постоянно дополняется и изменяется. В таких условиях арбитражным управляющим приходится быстро подстраиваться под правовые и социальные реалии. Антикризисных управляющих становится больше, их компетенции растут, но статус профессии по-прежнему остается размытым. ДОЛГ.РФ разбирался в особенностях правового статуса «Арбитражного управляющего» и перспективах профессии в «посткарантинной» России.

Развитие правового статуса

2002 год. В новом «Законе о несостоятельности (банкротстве)» были определены критерии, которыми должен соответствовать арбитражный управляющий, расширен объем полномочий, ужесточен контроль за действиями АУ, появилось понятие «финансового оздоровления» должника под началом административного управляющего. Однако арбитражный управляющий и не занимается частной практикой, и не является предпринимателем – человек есть, а профессии нет.

В новом «Законе о несостоятельности (банкротстве)» были определены критерии, которыми должен соответствовать арбитражный управляющий, расширен объем полномочий, ужесточен контроль за действиями АУ, появилось понятие «финансового оздоровления» должника под началом административного управляющего. Однако арбитражный управляющий и не занимается частной практикой, и не является предпринимателем – человек есть, а профессии нет. 2015 год. Скандальный закон № 391-ФЗ: за нарушение требований о банкротстве арбитражного управляющего ждет дисквалификация до 3 лет. СРО должны увеличить размер компенсационного фонда с 20 до 50 млн. рублей, а максимум по одному случаю нарушения повышен с 5 млн. руб. до 50 процентов фонда. В череде новых наказаний правительство забыло о нюансе отсутствия стандартов деятельности АУ.

Основные направления деятельности АУ.

Знания, умения и навыки арбитражного управляющего для каждой процедуры банкротства. Однако отсутствует различие «подвидов» управляющего на внешнего, конкурсного, финансового, временного, административного.

Виды трудовых функций (ведение дела по банкротству юридических или физических лиц, деятельность по сопровождению процедур в деле о банкротстве). При этом в проекте нет списка должностей, т.к. перечень прописан в Законе о банкротстве и не может быть пересмотрен.

Непонимание со стороны властей

1.

Наложить запрет на организацию профсоюзов. Если данную поправку одобрят, то бороться за свои права антикризисным управляющим станет еще сложнее.

Ст. 30 Конституции РФ: каждый имеет право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

Проект ДОЛГ.РФ является опорой для арбитражных управляющих. Юристы отстаивают интересы АУ, а журналисты объединяют на одной платформе актуальную информацию о банкротстве, кредитах, банках, СРО и т.п.

Будущее статуса и профессии в России

Антикризисный управляющий занимает одно из самых высоких мест в рейтинге профессий с неоправданным риском. Все дело в сочетании обязанностей, ответственности и размытого правового статуса. Уже много лет малыми шагами двигается законотворчество в направлении утверждения профстандартов арбитражных управляющих:К концу 2017 года число арбитражных управляющих превысило 10 000 человек. Десять тысяч людей, разрешающих сложнейшие экономические задачи, но не имеющие прочного правого статуса, ежедневно работали на благо экономики страны и государство обратило на них внимание.В ноябре Министерство труда и социальной защиты выдвигает проект профстандартов для арбитражных управляющих. Документ включает в себя:Также, в проекте прописаны требования к образованию арбитражного управляющего: наличие высшего образования или степени Магистра по специальностям «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», «Экономическая безопасность», «Экономика и управление».Профстандарты в 2018 году остались непринятыми, т.к. было множество замечаний со всех сторон. Задача Министерства труда собрать воедино мнения работодателей, арбитражных управляющих, Минэкономразвития, законодателей и предоставить достойный вариант документа.Пока все сходятся в одном – откладывать введение профессиональных стандартов больше нельзя. Их принятие позволит повысить качество деятельности АУ, сформировать стандарты добропорядочности и социальную ответственность, повысить статус профессии и роль арбитражных управляющих в стране. Особенно актуальной скорость принятия профстандартов стала после оглашения нового законопроекта под авторством Минэкономразвития 12 марта текущего года.В Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предлагаются следующие правки:Разрешить становиться арбитражным управляющим только тем, кто имеет высшее экономическое или юридическое образование. Сегодня арбитражники – люди с самым разным высшим образованием, но каждый находился в роли руководителя не менее 1 года. т.е. практика управления, коммуникаций, организации ставится выше теоретических знаний. Если поправку одобрят, то без работы останутся многие действительно хорошие и опытные АУ.Ввести пожизненную дисквалификацию. Если суд отстраняет АУ от исполнения обязанностей, а апелляция проиграна, то арбитражнику можно будет попрощаться со своей профессией навсегда.И это только часть правок. Среди прочих: жесткое распределение финансового вознаграждения в зависимости от группы должников, балльная система рейтинга арбитражных управляющих, раздел СРО по профилю – в зависимости от категории должников, передача функции по разработке и утверждению профессиональных стандартов регулирующему органу. Есть четкое ощущение, что власть имущие хотят просто избавиться от АУ, передав 90% функционала «Центру госуслуг», а оставшиеся 10% отдать под ответственность самих банкротов.Сейчас активно ведется обсуждение данных правок (в дополнение к правкам и предложениям 2017года) в рабочей группе по совершенствованию Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».В группу входят депутаты Госдумы, представители Верхового суда, бизнеса,члены профильных министерств и ведомств, общественных и профессиональных объединений. Свое место занимают и представители портала ДОЛГ.РФ.Количество арбитражных управляющих в России превышает 11 000 человек. Сколько из специалистов захотят работать в новых реалиях после одобрения скандальных поправок – неизвестно. Специалисты Института прогрессивного образования говорят, что деятельность антикризисного управляющего будет одной из самых востребованных после пандемии, на фоне увеличения числа банкротств предприятий.Институт банкротства в России развивается с 1992 года, однако одна из главных фигур процесса – арбитражный управляющий так и остается без подобающего правового статуса. В процессе принятие новых поправок, которых с ужасом ждет каждый представитель отрасли. Что будет с профессией и тысячами специалистов – неизвестно. Ясно одно – без антикризисных управляющих экономика существовать не сможет.Со своей стороны, редакция ДОЛГ.РФ обещает сделать все, чтобы профессия арбитражного управляющего заняла достойное место с принятием новых поправок к 127-ФЗ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version