Как должна работать субсидиарная ответственность
Инициирует привлечение к субсидиарной ответственности конкурсный управляющий, коим для банков выступает Агентство страхования вкладов — АСВ.
Для привлечения лица необходимо доказать:
- факт влияния на действия банка;
- причинно-следственную связь между решениями привлекаемого и убытками;
- и вину.
Субсидиарная ответственность не наступает за предпринимательский просчет. Банковская сфера — это бизнес, в ней присутствуют риски. Ответственность уместна, если совершены заведомо проигрышные шаги: выдача крупных кредитов лицам, которые их точно не погасят или заключение очевидно убыточных сделок.
Подаче заявления о привлечении к субсидиарной ответственности должно предшествовать подробное расследование, сбор доказательств и разработка судебной стратегии.
Как АСВ ищет «крайних»
Репутация АСВ как конкурсного управляющего давно и безнадежно испорчена. О неэффективности его работы красноречиво свидетельствует долг перед ЦБ. В 2015-2017 годах Агентство получило от регулятора 842 млрд. рублей, из которых вернуло только 341 млрд. рублей. Остаток долга— 501 млрд. рублей.
Ситуации с привлечением к субсидиарной ответственности только подтверждают низкую квалификацию сотрудников Агентства.
В 2019 году разразился скандал с делом Пробизнесбанка, когда АСВ и ЦБ были уличены в реализации коррупционной схемы. По мнению кредиторов, со счетов кредитной организации незаконно выведено 1,35 млрд. рублей. АСВ на эти операции закрыло глаза и сосредоточилось на привлечении к ответственности топ-менеджмента банка.
Еще в августе 2018 года Агентство заявило о субсидиарной ответственности нескольких бывших управленцев Пробизнесбанка на общую сумму 68,5 млрд. рублей. Привлеченные настаивают, что кампания против них развернулась, чтобы скрыть незаконные действия самого АСВ. Разбирательство по вопросу продолжается. В марте 2020 года Арбитражный суд Москвы постановил арестовать имущество некоторых фигурантов.
Не умолкают споры вокруг ситуации с банком «Югра». Многие эксперты убеждены, что банкротство Югры было преждевременным. Топ-менеджмент имел шанс спаси бизнес и предпринимал для этого адекватные меры. Да и административный ресурс у Югры имелся: еще недавно сам Путин в свитере с логотипом банка играл в Ночной хоккейной лиге с Алексеем Хотиным — одним учредителей Югры. Но санировать банк не стали, уже не пропущенная ли Президентом шайба тому виной?
В итоге повезло тем, чьи вклады не превышали 1,4 млн рублей и попали в систему страхования. «Превышенцы» же ищут правду до сих пор. АСВ один за другим отвергло варианты решений ситуации с кредиторами и сосредоточилось на взыскании средств с контролирующих лиц. В Арбитражный суд Москвы продолжают поступать заявления на экс-руководителей, последние из которых датированы маем 2020 года. Общая сумма заявленных требований сейчас составляет почти 100 млрд. рублей.
В марте 2020 года прогремело известие о привлечении к субсидиарной ответственности Андрея Коркунова, некогда руководившего «Анкор Банком».
3 марта 2017 «Анкор Банк» был лишен лицензии, а уже 10 апреля того же года признан банкротом. Коркунов и несколько его бывших коллег подозреваются в инвестировании средств в неликвидные активы и ценные бумаги. Общая сумма требований к субсидиарным должникам — 5,94 млрд. рублей.
19 мая 2020 года «Анкор Банк» подал иск о признании Коркунова банкротом.
Причины неудач
Результаты попыток АСВ привлекать бенефициаров банков к субсидиарной ответственности откровенно плохи, это видно из статистики за 2019 год. Может показаться, что это следствие работы судебной системы, ее гуманного отношения к должникам и кропотливого подхода к разрешению дел.
В действительности это показатель непрофессионализма АСВ: предварительные расследования проводятся поверхностно, доказательная база отсутствует, заявления подаются наобум. Задача АСВ — соблюсти видимость законности и найти «крайних», а не выстроить эффективную стратегию для удовлетворения требований кредиторов.
Низкое качество деятельности АСВ связано с:
- большим объемом работы — сейчас 364 банка находятся в процессе банкротства;
- и нехваткой квалифицированных специалистов как из числа сотрудников АСВ, так и привлекаемых им юридических компаний.
В результате заявления о привлечении к ответственности подаются безосновательно и обречены на поражение. Фактические взыскания минимальны, долги перед кредиторами не погашаются, а возврат кредита ЦБ пролонгируется.
Но и проигрышное заявление имеет неприятные последствия:
- затягивание процесса банкротства и удовлетворения требований кредиторов;
- неудобства для лиц, которых АСВ пытается привлечь: на их счета и имущество часто налагаются аресты.
Субсидиарная ответственность призвана защитить интересы кредиторов. На практике же этого не происходит из-за тяжелой и неповоротливой бюрократической машины АСВ, загруженности и непрофессионализма его отдельных специалистов. Это ведет к нарушениям прав кредиторов и убыткам, исчисляемым миллиардами. Очевидно, система управления банкротством банков нуждается в серьезном реформировании.