С большим чувством долга

Количество банкротств физлиц увеличилось в Сибири

С большим чувством долга

В регионах Сибири выросло число банкротств физлиц. Наибольший рост за девять месяцев 2020 года отмечен в Новосибирской области, где количество разорившихся граждан, включая индивидуальных предпринимателей, увеличилось более чем в два раза, в Кузбассе (+79,6%), Томской области (+55,3%), Алтайском крае (+ 49,5%). При этом количество банкротств юрлиц в регионах Сибири снизилось на 9,9%, тогда как общероссийский показатель демонстрирует сокращение числа таких компаний на 19%. Эксперты говорят, что снижение показателей банкротств юрлиц лишь «затишье перед бурей», и не исключают рост числа несостоятельных компаний до конца года.

За девять месяцев 2020 года в Сибири разорилось более 7,5 тыс. граждан, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), что в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2019 года, следует из данных Федресурса. При этом рост количества решений судов о банкротстве граждан в целом по России составил 64,9%, до 77 тыс. Число граждан-банкротов в Новосибирской области увеличилось более чем в два раза по сравнению с январем-сентябрем 2019 года — с 1033 человек до 2081. В Кузбассе количество разорившихся граждан увеличилось до 943 с 525 (+79,6%). Также в числе регионов, где произошел наибольший прирост физлиц-банкротов: Красноярский край — рост с 585 до 852 человек (+62,3%), Томская область — рост с 365 до 567 человек (+55,3%), Омская область — с 918 до 1340 человек (+46%). Наиболее высокий рост граждан-банкротов отмечен в Республике Тыва (+134,5%). Единственным регионом Сибири, где количество разорившихся физлиц сократилось (на 6,6%, до 128 физлиц) оказалась Хакасия. Федресурс отмечает, что инициаторами процедур личного банкротства чаще выступают сами должники: в январе-сентябре 2020 года таких дел было 94%, при этом доля банкротств, инициированных конкурсными кредиторами, снизилась с 7,8% до 4,9%, ФНС России — с 1,9% до 1,1%.

В то же время количество банкротств юрлиц за девять месяцев текущего года снижалось как в целом по стране, так и по Сибири. Однако если в России количество обанкротившихся компаний сократилось на 19%, то в Сибирском федеральном округе снижение составило лишь 9,9% — до 776 компаний. Всего в России вынесено за этот период около 7,4 тыс. решений судов о банкротстве компаний, при этом доля введенных реабилитационных процедур (внешнего управления и финансового оздоровления), ко всем процедурам, кроме наблюдения, снизилась с 1,8% (169 шт.) до 1,7% (127 реабилитаций), следует из данных статистики.

В Сибири наибольшее снижение числа обанкроченных юрлиц отмечено в Хакасии (–46,2%, с 26 до четырех юрлиц), в Омской области (–39,3%, со 117 до 71), в Новосибирской области (–25.3%, с 282 до 211 компаний), Красноярском крае (–24,2%, со 120 компаний до 91), Алтайском крае (–23,7%, со 118 до 90 компаний), в Иркутской области (–19.9%, со 141 до 113). Исключением стали Томская область, где компаний-банкротов стало на 9,3% больше, и Республика Алтай, в которой их количество увеличилось на рекордные 85,7%.

Руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхин связывает рост интереса граждан к процедуре личного банкротства с тем, что сама процедура сегодня становится понятнее и дешевле. По его оценкам, в начале 2021 года, так же, как и сейчас, количество банкротов будет удваиваться по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года. Что касается банкротств юрлиц, то, по его оценкам, рост количества заявлений о банкротстве можно ожидать уже в текущем квартале. Это касается тех компаний, в отношении которых истечет мораторий на подачу кредиторами заявления на банкротство. «Мораторий, по решению правительства, продлен до января 2021 года в отношении части компаний, входящих в наиболее пострадавшие отрасли. Вторую волну таких заявлений можно ожидать после окончания нового моратория в январе 2021 года»,— говорит Алексей Юхин. По данным ФНС России, на 1 октября 2020 года действие моратория распространялось на 517 тыс. юрлиц и 1,61 млн ИП.

Член новосибирского отделения Ассоциации юристов России Ирина Тищенко говорит, что снижение числа банкротств юрлиц — «затишье перед бурей». «Вся эта ситуация складывается, естественно, не в интересах кредиторов и создает почву для злоупотребления правом со стороны небольших компаний, которые не собираются использовать период моратория для восстановления, а просто хотят вывести все возможные активы и потом не платить по своим обязательствам»,— считает Ирина Тищенко. Она также отметила, что число банкротов-физлиц, как заявивших о себе, так и потенциальных, выросло в разы с начала пандемии. Потеря работы не позволяет быть добросовестными плательщиками, отмечает эксперт. «В последнее время активно рекламируются организации, предлагающие услуги по списанию долгов. Эти компании нередко привлекают клиентов в качестве потенциальных банкротов, однако на банкротство не подают по несколько лет, хотя деньги на протяжении всего этого срока берут. Это серьезно искажает статистику. Людей, попавших к таким аферистам, довольно много»,— говорит госпожа Тищенко.

Максим Стрелковский, Барнаул

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика