За год закрылось каждое шестое турагентство в Москве и Петербурге

С июля 2014 года в городах-миллионниках закрылось больше 2 тыс. турагентств — примерно 14% общего количества, подсчитала компания 2ГИС. Огромное число нерегулируемых агентов — особенность туристического рынка в России

Демонтаж вывески со здания офиса туристической фирмы «Нева»

Двери закрываются

За год — с июля 2014-го по июль 2015-го — количество турагентств в 15 городах России с населением более 1 млн человек, включая Москву и Санкт-Петербург, сократилось на 13,9% — с 14,41 до 12,39 тыс. Такой вывод содержится в исследовании, которое компания 2ГИС провела специально для РБК. 2ГИС создает электронные карты российских городов с указанием всех компаний, работающих в них.

Примерно половина всех агентств расположена в «двух столицах», но и отрицательная динамика по ним больше, чем в других миллионниках: в течение года количество турагентств в Москве и Петербурге сократилось на 17,4%, до 5,98 тыс. Таким образом, прекратил работу каждый шестой агент.

По информации, предоставленной 2ГИС, количество турагентств росло с начала 2013 года, достигнув пиковой отметки в начале июля 2014-го. Сейчас агентов меньше, чем в начале 2013 года.

Турагентство является лишь посредником между покупателем и производителем туристических услуг — туроператором, получая за свою работу комиссионное вознаграждение. Чаще всего одно агентство работает с большим количеством операторов, при этом ответственность за оказание услуг несет именно туроператор: он заключает договоры с перевозчиками, гостиницами, ресторанами, экскурсоводами и страховщиками.

Следом за операторами

Когда число агентств было максимальным, в июле 2014-го, произошло сразу несколько банкротств крупных туристических компаний. Так, один из старейших туроператоров России — «Нева» — заявил о неспособности исполнить взятые на себя обязательства перед туристами и в августе был признан банкротом. Следом за «Невой» «посыпались» «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Идеал тур», «Инт-Аэр», «Нордик стар». Основные причины банкротства — падение турпотока из-за ухудшения экономической ситуации в прошлом году и запрет сотрудникам силовых структур выезжать за рубеж, говорили тогда участники рынка.

 

Президент туроператора Natalie Tours Владимир Воробьев считает, что за последний год количество турагентств в Москве сократилось примерно на 20%, а в регионах падение было еще большим — на 30%. «Чем дальше город удален от Москвы, тем сложнее его жителям выехать за границу, — объясняет Воробьев. — Доходы потребителей из-за кризиса падают, а авиабилеты в Европу для жителей Сибири или Урала стоят дороже, чем для для москвичей».

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе считает, что закрываются в основном мелкие игроки. Воробьев рассказал, что из-за сокращения числа туристов с 1 апреля прекратили работу представительства Natalie Tours в Новосибирске и Красноярске. «В прошлом году рентабельность нашего бизнеса была отрицательной, — рассказывает Воробьев. — Однако в этом году, несмотря на снижение турпотока, она будет на уровне 5%. Это связано с тем, что были снижены цены на полеты, плюс многие наши конкуренты закрылись, и теперь предложение в регионах в целом соответствует спросу».

Под брендом туроператора «Пегас Туристик» в начале 2014 года в России работало 1,020 тыс. туристических агентств, сейчас их количество сократилось, но не очень существенно — до 990, отмечает гендиректор компании Анна Подгорная. «Некоторые агентства перестали с нами работать, — говорила она. — У всех разные причины, однако, конечно, нельзя исключать влияние кризиса: средний чек тура вырос, а турпоток уменьшился. Это привело к тому, что некоторые агенты приняли для себя решение уйти с рынка».

В ожидании законопроекта

В июне-июле этого года спрос по всем туристическим направлениям снизился на 25–28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечала Ломидзе. В Ростуризме уточняли, что с начала 2015-го выезд российских туристов за рубеж сократился сразу на 40%. «Когда рынок был растущим, турагентств было много, но они конкурировали за счет цен и скидок, — объясняет Ломидзе. — А когда клиентов стало меньше, закончились и скидки».

Доходы турагентств — это комиссия, которую они берут за тур, в среднем ее размер составляет 10%, говорит Ломидзе. Сейчас доходы упали не только из-за снижения турпотока, но и из-за сокращения бюджетов поездок. «Больше всего путешествует средний класс, но если раньше эти люди были готовы потратить 40 тыс. руб. на поездку в Европу, то теперь они летают в Египет за 22–24 тыс.», — отмечает она.

В дальнейшем на сокращение количества турагентств могут повлиять и поправки к закону о туризме, которые уже были одобрены Госдумой в первом чтении в феврале. Не исключено, что в будущем турагент сможет работать только от имени и по поручению туроператоров. Эти поправки — попытка регламентировать деятельность турагентств, которая сейчас никак не контролируется. До сих пор даже точно не было известно, сколько турагентств работает в России: председатель совета директоров Coral Travel Джошкун Юрт в апреле оценивал их количество на уровне 25 тыс.

Источник: РБК

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика