В Хабаровском крае бизнесмены должны 4,4 миллиарда в Пенсионный фонд

В конце прошлой недели в борьбу за Махачкалинский морской торговый порт включился еще один игрок — турецкий портовой оператор Yilport Holding. Как сообщила «Лента.ру», интересы компании на переговорах представляет известный бизнесмен Тельман Исмаилов. По данным издания, «переговоры находятся в завершающей стадии, скоро Рамазан Гаджимурадович объявит о своем решении».

Иностранные инвесторы на фоне запланированного банкротстваСамое смешное, что эта достаточно нелепая с точки зрения российского законодательства информация удивительно органично легла на подготовленный фундамент — меньше месяца назад в интервью РБК Абдулатипов высказал мнение, что «для развития порта нужен третий человек», и сообщил, что республика ведет переговоры с «определенными людьми». Единственная нестыковка — в интервью РБК глава республики говорил о некоем российском инвесторе, упомянув, что «в России достаточно состоятельных людей». Правда, он мог иметь в виду Тельмана Исмаилова, который еще недавно состоятельным человеком, безусловно, был.

Несколько слов о том, почему новость о турецком инвесторе не очень соответствует нормам российского законодательства. Дело в том, что на данный момент порт находится в федеральной собственности и даже не акционирован (источники «НД» в порту говорят, что Москва планирует принять решение об акционировании ММТП в конце августа). Но даже после акционирования этого предприятия и передачи его на баланс республики глава Дагестана не может принимать решения о продаже его определенному лицу или компании. Это прерогатива аукционной комиссии, члены которой по закону обязаны воспринимать Yilport Holding лишь в качестве одного из участников открытого конкурса, а не как гарантированного фаворита.

Экономического обозревателя «НД» сообщение «Ленты.ру» заинтересовало вовсе не фактом обозначения очередного претендента на заманчивый актив. Более важной и значимой показалась информация о «кураторе» проекта — опальном бизнесмене Тельмане Исмаилове. Дело в том, что сразу же после назначения гендиректором порта Андрея Гормаха и начала открытого противостояния команд Сулеймана Керимова и братьев Магомедовых мнения экспертов о мотивах, заставивших руководство Чечни оказать помощь команде Керимова, резко разделились.

Часть их сразу же заговорила о личном интересе Кадырова в вопросе приватизации ММТП. Наиболее четко мнение этой группы обозначил «Кавполит» в статье «Чеченские аргументы для дагестанского порта». Ее автор обращал внимание читателей на то, что назначение Андрея Гормаха гендиректором порта опротестовал именно Гудермесский суд, защищающий интересы некоего Кантаева, которого якобы не допустили к участию в конкурсе. Как выяснилось вскоре, этот самый Кантаев никаких документов на участие в конкурсе вовсе не подавал (об этом официально сообщили на сайте Росморречфлота). Чуть позже нынешнюю команду, управляющую портом, поддержал еще один представитель Чечни — первый заместитель министра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов, предложивший создать на базе Махачкалинского порта транспортно-логистический хаб, который предполагает значительное расширение пропускных способностей ММТП. Связав эти два факта, а также недавнее назначение советником Абдулатипова знаменитого борца Бувайсара Сайтиева, автор «Кавполита» предположил, что за всем этим просматривается интерес Чечни к Махачкалинскому порту, который представители соседней республики могут видеть в качестве «действующего в полную силу экспортного окна». С учетом того, что в Чечне давно уже мечтают о «выходе к морю», а действующее таможенное «окно» в аэропорту Грозного слишком узко для Чечни, данное предположение, скажем сразу, выглядит достаточно логичным.

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и личные отношения Рамзана Кадырова с Сулейманом Керимовым (это еще одно экспертное мнение). В свое время Керимов (в отличие от братьев Магомедовых) вложил немалые средства в экономику Чеченской Республики. И поддержку его команды руководством Чечни вполне можно рассматривать как ответный жест доброй воли.

Сообщение «Ленты.ру» о турецком инвесторе, на наш взгляд, ситуацию несколько прояснило. Как стало известно, интересы Yilport Holding в России представляет Тельман Исмаилов — человек, которого в трудные для него времена «взял под крыло» лично Рамзан Кадыров. Предположить, что Исмаилов может предпринять какие-либо шаги вопреки желаниям Кадырова, абсолютно невозможно. Если глава Чеченской Республики решил поддержать Керимова, появление инвестора-соперника он неминуемо воспримет как личный вызов со всеми вытекающими последствиями. Несомненно, Исмаилов все это прекрасно понимает. А раз так, по всему выходит, что версия «Кавполита» на данном фоне выглядит более убедительной.

А теперь попробуем разобраться, как в республике воспримут гипотетический переход порта под юрисдикцию Чечни, который неминуемо обернется образованием не подконтрольного никому анклава в самом центре Махачкалы. Ясно одно: подобный анклав для главы республики, если он хотя бы косвенно приложит руку к подобному разрешению ситуации с портом, будет означать политический нокаут.

Другое дело, если главе делают предложение, от которого он отказаться не сможет. Нечто подобное мы, похоже, наблюдали не так давно в ситуации с Кизлярским коньячным заводом. Сейчас все более правдоподобной выглядит следующая версия, объясняющая метания главы в вопросе, связанном с приватизацией этого знакового предприятия. В свое время многие недоумевали, почему Абдулатипов так резко менял свое отношение к этому процессу: сначала объявил, что завод пытаются продать за бесценок, и отменил торги, затем вдруг сам озвучил нереально низкую цену. Все складывается в изящный пазл, если предположить, что заводом всерьез заинтересовался «теневой» глава Росалкогольрегулирования Аркадий Ротенберг. И вся эта дымовая завеса вокруг предприятия — с провокационными заявлениями главы, акциями протеста, назначениями «варягов» — была организована только для того, чтобы завод перешел под крыло организации, подконтрольной одному из друзей Путина.

Но если историю с Кизлярским коньячным заводом главе в республике «простили» — во-первых, потому, что речь шла о предприятии «харамном», а во-вторых, со стороны это выглядело как отеческая помощь Москвы, положившей конец попыткам передать завод кому-то из «своих», — то с портом подобного хэппи-энда ожидать по меньшей мере неразумно.

В недавнем интервью РБК, о котором мы уже упоминали выше, глава Дагестана объяснил, почему он решил заняться поисками «третьего» инвестора и чем его не устраивают команды Керимова и братьев Магомедовых. Приведем этот пассаж из интервью целиком, поскольку, как нам кажется, Абдулатипов здесь «слегка» слукавил.

— С портом сейчас проблемы — на него претендуют группы миллиардеров Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова.

— Там будут проблемы до тех пор, пока люди не начнут заниматься делом. Вместо 12—14 млн оборота, на который способен порт, речь идет о 2—3 млн. Собственники, Министерство транспорта, знает о моей позиции, я им говорил: либо вы повышаете эффективность порта, либо вас надо снимать. Собственнику я сказал, что надо быстрее проводить акционирование и приватизировать организацию: кто разработает лучшую программу по развитию порта — тому его и передадут. Вместо этого втайне от меня порт начали от одной группы влияния передавать другой группе влияния. А это что означает? Это означает, что мы переносим конфликт в Дагестан, потому что за каждой группой влияния стоят 300—500 человек.

— Вы встречаетесь с представителями этих групп влияния, выступаете модератором?

— Я им говорю: ребята, прекратите тратить «патроны» друг на друга! Две группы дагестанцев, вместо того чтобы объединиться, решили конфликтовать. Два года назад по поручению президента я их посадил за стол переговоров, и они подписали соглашение о совместной деятельности, но ни те, ни другие это соглашение не выполнили. Мы заинтересованы как никто, чтобы порт развивался и приносил налоги и в наш, и в федеральный бюджет. Я вообще считаю, что нам для развития порта нужен третий человек, и мы уже ведем переговоры.

Как видно из текста, претензии по поводу неэффективного хозяйствования у главы имеются лишь к команде Керимова. «Смоленских» же он упрекает, во-первых, за попытки без его ведома взять ММТП под свой контроль, а во-вторых, в том, что они до сих пор не разработали программы по развитию порта. К слову, оба этих обвинения беспочвенны. Во-первых, Абдулатипов прекрасно знал, что в ходе конкурса в Росморречфлоте на замещение вакантной должности генерального директора ММТП представители «Суммы» постараются пролоббировать назначение на это место своего ставленника. Другое дело, что данное развитие событий его не устраивало. Возможно, именно поэтому он открыто подыграл команде Керимова, подписав письмо в поддержку бывшего директора порта Магомеда Гаджиева, несмотря на то, что до этого неоднократно выражал недовольство его работой. Нам представляется, что это напрямую связано именно с планами «Суммы» по модернизации порта.

Пару лет назад автор этих строк присутствовал на совещании у Абдулатипова, где топ-менеджер «Суммы» Марат Шайдаев как раз представлял главе планы компании по модернизации ММТП. Пока Шайдаев говорил о перевалке зерна и цемента, Абдулатипов эту информацию воспринимал благосклонно и даже призывал местных чиновников учиться правильным подходам к ведению бизнеса. Но как только Шайдаев озвучил планы «Суммы» по строительству собственных мощностей по перевалке нефтепродуктов с пропускной способностью 7 млн тон нефти в год, глава начал сильно нервничать и говорить о том, что лично его эти планы компании активно не устраивают, поскольку это может ударить по интересам «Дагнефтепродукта». Попытки Шайдаева объяснить, что «Дагнефтепродукт» работает не очень цивилизованно, что главный транспортировщик нефтепродуктов России — компания «Транснефть» — с этой структурой сотрудничать отказывается, были жестко пресечены. Планы компании легли под сукно, а она сама потеряла надежду на поддержку главы в борьбе за активы порта.

Напрашивается логичный вывод: глава республики готов отдать порт любому «третьему» (поскольку Керимов не может, а Смоленские слишком многого хотят), если этот самый «третий» пообещает не лезть в «нефтянку»?

Поскольку большинство процессов, связанных с приватизацией порта, происходят «под сукном», понятно, что отследить все тайные пружины, раскручивающие маховик этой интриги, попросту невозможно. Собственно, мы и не ставили перед собой такой масштабной задачи, ограничившись анализом лишь некоторых моментов, ставших достоянием общественности. Единственный вывод, который сегодня можно смело озвучить и при этом не попасть пальцем в небо, — с каждым днем ситуация вокруг порта будет накаляться все сильнее. И нас в дальнейшем ждет множество сюрпризов.

К слову, очередной такой «сюрприз» прорисовался на этой неделе — в Арбитражном суде Дагестана прошло второе предварительное заседание по иску кипрской компании «Аролиа Холдингс», требующей взыскать с ММТП 678 млн рублей. Читателям «НД» название этой компании хорошо знакомо. В свое время именно она выступила инициатором банкротства ОАО «Авиалинии Дагестана», поспособствовав тем самым приватизации аэропорта Сулейманом Керимовым. К слову, тогда кипрскую компанию многие издания обвинили в аффилированности с «Нафта-Москвой».

Похоже, сценарий, успешно апробированный в истории с аэропортом, команда Керимова решила поставить на поток. Если суд (он назначен на 24 августа) удовлетворит иск «Аролиа Холдингс» и порт будет объявлен банкротом, на планах его приватизации можно будет поставить крест. Команду Керимова, которая сегодня контролирует этот объект, такой сценарий устраивает вполне, поскольку позволяет сохранить статус кво. Кстати, долг в 678 млн рублей образовался весьма интересно — «Аролиа» просто выкупила его у Сбербанка, кредитные обязательства перед которым ММТП не выполнил.

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика