Дилеропад. Genser пошёл «на выход», следующий «Рольф»?

Рольф

РольфВ след за одним из старейших автодилеров — компанией Genser, которая оказалась на грани закрытия — с серьёзными проблемами может столкнуться ещё один крупный игрок на авторынке — группа компаний «Рольф» бывшего депутата Госдумы Сергея Петрова.

Сегодня СМИ сообщили, что может закрыться один из крупнейших в России автодилеров — Genser. Банки-кредиторы грозят банкротством, а автопроизводители уже расторгают или собираются расторгнуть договоры с Genser. По данным издания «Коммерсант», договор Ford Sollers с Genser прекращает действовать по обоюдному соглашению сторон. В Nissan рассказали, что дилерский контракт с Genser действует, но по бренду Datsun работа прекращена по инициативе дилера. Ещё в ноябре с Genser отказались работать в Renault, а компания Audi, по данным «Ъ», прекратила сотрудничество с дилером с 1 марта «по соглашению сторон».

По данным Лайфа, также со значительными проблемами в ближайшее время может столкнуться ещё один крупный автохолдинг — группа компаний «Рольф». Серьёзная закредитованность и снижение потребительской активности россиян могут привести к банкротству ГК, принадлежащую бывшему депутату Сергею Петрову.

Несмотря на бравурные отчёты и заявления руководства группы компаний «Рольф» о том, что она хорошо зарабатывает, дела у автохолдинга, судя по отчётности, не столь хороши.

В первую очередь это связано с тем, что у ГК «Рольф» высокая закредитованность. По данным базы СПАРК, суммарные кредитные обязательства трёх компаний из группы «Рольф» — ООО «Рольф», ООО «Рольф моторс» и «Рольф эстейт Санкт-Петербург» — сейчас уже оцениваются в более чем 91 млрд рублей. А различные долги группы превышают 15 млрд рублей.

Сеть «Рольфа» насчитывает 46 салонов в Москве и Санкт-Петербурге, в которых продаются машины на любой вкус и кошелёк. Однако, по данным Лайфа, всё это внешнее благополучие построено за счёт многомиллиардных кредитов, которые необходимо обслуживать и возвращать.

Как можно понять из базы Федеральной нотариальной палаты, одним из основных кредиторов «Рольфа» является Сбербанк. Деньги компании выдавались под залог имущества, в основном дорогих автомобилей марок Porsche, BMW, Jaguar, Land Rover и Mercedes-Benz. Кроме того, например, «Рольф эстейт Санкт-Петербург» c 2014-го по 2016-й получил от Сбера девять кредитов. Средства были выданы под залог котельного, пожарного и электрооборудования, а также средств связи. Если «Рольф» не сможет обслуживать эти долги, это грозит ему банкротством.

По данным базы СПАРК, за «Рольф моторс» в 2016 году числилось кредитов и займов на 12,9 млрд рублей, у ООО «Рольф» — 68,1 млрд рублей, у «Рольф эстейт Санкт-Петербург» — 11,2 млрд рублей.

То, что основным кредитором «Рольфа» является Сбербанк, можно объяснить тем фактом, что у мультимиллионера Сергея Петрова очень неплохие отношения с главой Сбербанка Германом Грефом. Глава самого крупного банка страны охотно помогает компании Петрова не только кредитами, но и заказами. Так, в 2016-м и 2017-м Сбербанк заключил с «Рольфом» два контракта на обслуживание служебных «мерседесов» госбанка.

Пора сбрасывать балласт

Вся эта гигантская долговая нагрузка может в ближайшее время утянуть «Рольф» на дно. И его владелец — постоянный участник списка Forbes Сергей Петров — это хорошо понимает. По данным Лайфа, он активно ищет покупателей своего бизнеса, причём делает это из-за границы, куда перебрался в прошлом году.

Одним из потенциальных покупателей ГК назывался британский холдинг Inchсape с оборотом 7,8 млрд фунтов и сетью автосалонов в 29 странах мира, в том числе и в России.

Интерес британцев понять тоже можно — за счёт приобретения «Рольфа» холдинг Inchcape мог бы поправить свои дела. После того как в 2010 году британский концерн приобрёл Musa Motors (российский дилер Volvo, Land Rover, Jaguar, Chrysler, Jeep, Dodge, Renault), дела у его российской «дочки» ООО «Инчкейп холдинг» идут всё хуже и хуже. Так, судя по отчётности, если по итогам 2012-го убытки «Инчкейп холдинг» составляли почти 54 млн рублей, то в 2016-м они возросли до 329 млн рублей.

Вероятно, англичане думают, что покупка крупного дилера — это решение всех проблем. Вот только объект сделки они явно переоценили, более того, почему-то не учли риски, которые несёт эта сделка. Дело в том, что Петрова не раз обвиняли в финансировании лидеров оппозиции и оппозиционных СМИ, а к самому «Рольфу» были претензии у клиентов и налоговиков. Отчасти это одна из причин, по которой он предпочёл перебраться на Запад.

— Сергей сразу после сложения депутатских полномочий уехал за границу. В 2016 году прорваться в Думу он уже не мог и, опасаясь уголовных дел в отношении себя, предпочёл отсидеться в Европе. Управлять бизнесом можно и на расстоянии. Дети у него за границей тоже — один из сыновей в Англии. Учитывая его тесные связи с оппозицией и риски, связанные с этим, желание продать «Рольф» логично, — говорит один из его знакомых.

Младший сын бизнесмена Александр действительно живёт в Англии, а старший Алексей — в США. Кстати, согласно последней декларации депутата, в США ему принадлежит земельный участок площадью более 7 тыс. кв. м. То есть «подготовительная работа» по созданию плацдарма за рубежом проделана, осталось дело за малым — продать «Рольф». Благо иностранцы с деньгами и к тому же слабо представляющие российские реалии ещё не перевелись.

По данным источников Лайфа, близких к переговорам, Inchcape и «Рольф» начали обсуждение о слиянии ещё в 2016 году.

— Сделка ещё не завершена, потому что в Inchcape смотрят, как работает «Рольф», и изучают ситуацию вокруг российского партнёра, — рассказывает источник Лайфа в российской автомобильной отрасли. — Ведь никому не хочется нарваться на подводные камни, потерять деньги.

Некоторое время назад российский офис Inchсape возглавил Игорь Салита — один из бывших топ-менеджеров «Рольфа». Интересно, что вслед за ним в Inchсape потянулась целая вереница сотрудников компании Петрова. Вместе с Салитой в «Инчкейп» перешли и другие ключевые сотрудники «Рольфа». Среди них — глава «Рольф Алтуфьево» Мария Малинская (теперь управляющий директор бренда БМВ/Мини в Inchсape), директор дилерского центра «Рольф Алтуфьево» Дмитрий Щербаков, гендиректор дилерских центров «Звезда столицы Варшавка» и «Звезда столицы Каширка» Ольга Петрова (сейчас управляющий директор бренда Jaguar Land Rover и Volvo), а также руководитель санкт-петербургского «Рольф Октябрьская» Ринат Утешев.

В международном Inchсape не ответили на вопросы Лайфа, но заявили, что информация о готовящейся сделке не соответствует действительности. Не ответили на запросы Лайфа и в «Рольфе».

По мнению автоэкспертов, сделка (если она состоится) вряд ли будет выгодной для покупателя.

— «Рольф» ранее уже обсуждал возможность сделки с «Автоспеццентром», — говорит автоэксперт Роман Гуляев. — Для Inchсape сделка с «Рольфом» может оказаться невыгодной. В своё время холдинг уже обжёгся, выходя на российский рынок: Inchсape купил автодилера Musa Motors, а капитализация последнего сильно упала.

В то же время многие участники рынка сомневаются в серьёзном интересе британского холдинга к «Рольфу». «Сложно поверить, что иностранцы не обратили внимания на те огромные риски, которые связаны с личностью владельца компании и его политической позицией. Если до сих пор бизнес Inchсape падал, то с покупкой «Рольфа» он может просто умереть», — отмечают они.

Скрытые риски

Когда эксперты говорят о политических рисках Inchсape, они в первую очередь имеют в виду давние связи Петрова с российской оппозицией, да не просто связи. Не раз сообщалось том, что Петров «фактически кошелёк Навального». Ещё несколько лет назад в Сеть утекла переписка главы ФБК Алексея Навального с исполнительным директором фонда Владимиром Ашурковым. В одной из переписок они обсуждали привлечение новых и влиятельных сторонников, упоминая Петрова, которого для конспирации называли Сидоровым. Правда, в одном предложении Ашурков сорвался и всё же назвал настоящую фамилию олигарха.

О помощи Петрова оппозиционерам говорила в одном из интервью телеведущая Ксения Собчак: «Супермужик. Он (Сергей Петров. — Прим. ред.) поддерживал в своё время Зимина, помогает оппозиции сильно».

Сам Петров не скрывает симпатий к Навальному и ФБК. В 2012-м бизнесмен в интервью прямо заявил: «Навальный инстинктивно делает всё правильно».

Помимо «оппозиционных» скелетов в шкафах, англичан ждут и другие. «Рольф» уже ловили на налоговых махинациях. В 2013-м налоговики проверяли, как холдинг рассчитался с бюджетом с 2010 по 2012 год. У ревизоров возникли вопросы к пяти компаниям группы, часть из которых уже не существует. Речь идёт о московском «Рольф моторс» — «Тойота центр Ясенево» и четырёх питерских компаниях — «Рольф автопрайм», «Рольф Лахта М», «Рольф эстейт Санкт-Петербург» и «Рольф-Нева».

Эти компании получили кредиты от двух других компаний «Рольфа» — ЗАО «С.Петров» и «Рольф Химки». Как выяснилось, кредиторы и заёмщики тогда имели одного собственника — кипрскую Panabel, принадлежавшую на тот момент другой кипрской фирме Delance, которая в то время являлась материнской компанией всего холдинга «Рольф».

Налоговая установила, что заёмщики неправомерно записывали проценты по кредитам в состав расходов и тем самым уменьшали свою налогооблагаемую базу. Компании платили иностранному юрлицу дивиденды, которые, в отличие от выплат по займам, облагаются налогом. Суд признал незаконным занижение налогооблагаемой базы на 94,6 млн рублей и заставил компании «Рольфа» доплатить налог на прибыль в размере 35,2 млн рублей.

А в 2018-м питерский арбитраж обязал «дочку» «Рольфа» — «Рольф эстейт Санкт-Петербург» выплатить энергосбытовой компании «Ленэнерго» 11,1 млн рублей по иску о неосновательном обогащении. Как выяснилось, компания с декабря 2013-го по октябрь 2014-го потребляла электроэнергию, не заключая договор с «Ленэнерго» и не оплачивая счета. В итоге суд встал на сторону энергетиков и 18 января 2018 года обязал автодилера погасить долги.

Ушлый лётчик

Бывший военный лётчик-инженер Сергей Петров основал группу «Рольф» ещё в 1991 году. Через год компания начала торговать автомобилями Mitsubishi. Постепенно бизнес стал расширяться, и, помимо розничного подразделения, у компании появился свой логистический бизнес (сейчас это ООО «Рольф-Лоджистик»), компания по импорту машин Mitsubishi в РФ (ООО «ММС Рус»), подразделение по покупке и продаже автомобилей с пробегом (Blue Fish) и даже свой банк (АО «МС банк Рус»).

Однако уже в 2004 году Петров отошёл от управления «Рольфом». Формально он покинул пост президента, оставшись только председателем правления группы. В 2007-м, передав свои акции кипрским трастам, Петров избрался в Госдуму от «Справедливой России». В 2011-м он вновь стал депутатом, но вскоре его заподозрили в том, что он продолжает управлять своим бизнесом.

Появилась информация, что депутат Петров в октябре 2012 года учредил на Кипре фонд The SAP Family Trust, который владел через несколько структур компанией Delance Ltd, а также являлся единственным акционером банка «Капитал-Москва», на базе которого в 2013 году был создан «МС банк Рус».

Петрову грозило лишение депутатского мандата и даже уголовное дело, однако он устоял. Досидев в Думе VI-го созыва до окончания срока её полномочий, он уехал в Австрию.

Сейчас подразделения «Рольфа» через фирмы-прокладки Crownvision и Delance контролируются кипрской компанией — Sinoco. Она в свою очередь принадлежит кипрской Calmco Trustees Ltd в качестве доверительного управляющего траста Rishy Trust. Конечным бенефициаром последней является младший сын Сергея Петрова Александр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version