Участники рынка готовы к новым требованиям теоретически
Как сообщил “Ъ” глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, депутаты намерены до конца года принять проект, вносящий изменения в закон «Об аудиторской деятельности» в части уточнения норм о независимости и профессиональной этике аудиторов. Вступить в силу проект должен уже в 2019 году, а значит, очень скоро рынку придется жить по новым правилам.
Большинство поправок рынок поддерживает. Например, более четкое определение понятия независимости аудиторской организации и аудитора. Это будет означать отсутствие связанности, основанной на фактически любой зависимости аудитора от аудируемого лица, его учредителей, акционеров, руководителей и должностных лиц. При этом проект устанавливает ограничения по критерию независимости как по непосредственно аудиторским услугам, так и при оказании сопутствующих услуг.
Среди отрицательных положений документа эксперты назвали ссылку на правила независимости аудиторов и аудиторской организаций, которые согласно проекту должны содержать основные требования к обеспечению независимости. Летом этого года правила были утверждены советом по аудиторской деятельности при Минфине. В частности, этот документ использует термин «угроза близкого знакомства», которая может возникнуть у рядового члена аудиторской группы в результате «длительного взаимодействия» с проверяемой компанией, с руководством проверяемой организации, с бухгалтерской отчетностью или документами аудируемого лица. Кроме того, при определении независимости аудитора необходимо также исключить и угрозу личной заинтересованности, которая может заключаться в опасении потерять долгосрочного клиента. Для нивелирования этих и других рисков утраты независимости документ устанавливает период невовлечения для аудиторов в аудиторские проверки. Так, для руководителя задания, в течение семи лет проверявшего одного и того же игрока, этот период должен быть не меньше пяти лет (последовательно), для ответственных за проверку — три года, для других ключевых лиц проверки — два года суммарно.
По словам участников рынка, подобные требования хороши в теории, однако на практике реализация более чем затруднительна. Дело в том, что в большинстве аудиторских компаний подобной ротации нет — многие аудиторы годами ведут одного и того же клиента.
И оперативно обеспечить смену кадров будет непросто, особенно специализирующимся на банковском аудите. По словам заместителя главы ФБК Алексея Терехова, само по себе требование о ротации команды вытекает из международных стандартов аудита и без нее обойтись нельзя. В то же время, отметил эксперт, этим риском можно управлять: можно включать в команду новых людей, можно переподчинить другому партнеру, можно менять аудиторов не спустя семь лет, а через два года и вновь возвращать на проект. «То есть можно уклониться от риска, но мы пошли по пути запрета, и это неверно, так как, по сути, достигшие «пенсионного опыта» в работе с клиентом аудиторы, контролеры качества и руководители проверок будут выбывать из аудита»,— резюмировал он. При этом, по словам заместителя главы «Финэкспертизы» Натальи Борзовой, наблюдается некая разбалансированность идеи — Банк России неоднократно говорит о необходимости допускать до аудита кредитных организаций исключительно профессионалов, однако специалистов по банковскому аудиту на рынке явно недостаточно для обеспечения необходимой ротации к 2019 году.
В таких условиях многим аудиторским компаниям к 2019 году придется найти новые кадры и, видимо, расстаться с частью старых сотрудников. Или же банкам придется чаще менять аудиторов. Однако правила игры могут неожиданно измениться вновь, причем опять же с 2019 года. Сейчас ЦБ и Минфин работают над собственными поправками в закон «Об аудиторской деятельности», который должен быть внесен в Госдуму в осеннюю сессию. И если ЦБ все же возьмет на себя не только надзор за аудиторами, работающими на финансовых рынках, но и общее регулирование, то правила игры могут вновь измениться.