Карлос с Кароль «украли» Nissan

Карлос Гон
Карлос Гон, архитектор автомобильных альянсов Renault-Nissan-Mitsubishi, был обвинен в финансовых махинациях и бежал от правосудия. Фото: ТАСС
Карлос Гон
Карлос Гон, архитектор автомобильных альянсов Renault-Nissan-Mitsubishi, был обвинен в финансовых махинациях и бежал от правосудия. Фото: ТАСС

Эффективный топ-менеджер, долларовый миллионер, сам назначал себе немалое вознаграждение из корпоративных доходов, сыграл вызывающе роскошную свадьбу в Версале, был обвинен в финансовых махинациях, бежал от правосудия в ящике для аудиоаппаратуры в далекую заграницу и теперь заявляет о «политическом преследовании». Даже удивительно, что все это не об одном из российских бизнесменов.

Герой этой авантюрной истории — 65-летний Карлос Гон, архитектор одного из крупнейших в мире автомобильных альянсов Renault–Nissan–Mitsubishi. Еще недавно его называли человеком года, новым Джеком Уэлчем или Гордоном Муром — за способность изменить целую отрасль глобальной экономики. Сегодня СМИ именуют бизнесмена беглецом года.

Преступление без наказания

В 1996 году Гон пришел на работу в Renault и вывел концерн из финансовой ямы. В 1999 году по его инициативе Renault начал покупку долей компании Nissan, последнюю это спасло от банкротства. Со временем Карлос возглавил обе корпорации. Вскоре добавился и пост в совете директоров еще одного японского автопроизводителя Mitsubishi. Созданный триумвират стал четвертым по размеру в мире. В планах было объединение с группой Fiat Chrysler Automobiles…

В ноябре 2018 года Карлос Гон был арестован в Токио сразу по нескольким обвинениям — два были связаны с искажением отчетных документов с целью налоговой оптимизации: «мимо» пролетели более 80 млн долларов. Кроме того, прокуроры утверждают, что бизнесмен использовал ресурсы Nissan для собственной выгоды — например, покрытия убытков от неудачных личных инвестиций. Впрочем, все последние 15 лет он фактически единолично определял сумму собственного вознаграждения за работу.

Как заявляют в Nissan, внутреннее корпоративное расследование выявило неопровержимые доказательства различных актов неправомерного поведения со стороны Гона, в том числе искажение его компенсации и незаконное присвоение активов компании для его личной выгоды. «Мы будем продолжать сотрудничество с судебными и регулирующими органами, где это необходимо», — подчеркнули в компании.

Перспективы разбирательства были довольно неблагоприятными для бизнесмена: следующее судебное заседание могло бы состояться только в 2021 году, и этого срока ему в лучшем случае пришлось бы ждать в изоляции под домашним арестом, в худшем — в камере токийской тюрьмы. Там, по признанию задержанного, к нему относились как к террористу.

По этим обвинениям грозит более десяти лет тюрьмы. Сейчас и супругу Карлоса Гона — Кароль — подозревают в даче ложных показаний. Она объявлена в розыск.

Побег в ящике

Розовый особняк на одной из бейрутских улиц уже неделю охраняют сотрудники ЧОП и журналисты — считается, что здесь скрывается бывший топ-менеджер японского автоконцерна. В последние дни декабря он сбежал из-под домашнего ареста в Токио. Гон смог уйти из-под носа у японских спецслужб, которые хотя и не надевали трекер на высокопоставленного осужденного, но вели за ним круглосуточное наблюдение. Доверяли видеокамерам и тому, что самый известный иностранец в стране вряд ли смог бы незамеченным сесть на какой-либо транспорт, тем более преодолеть кордоны в аэропорту. Чтобы исключить побег, все документы Карлоса Гона хранились у адвокатов, которые добились его перевода из СИЗО под домашний арест под рекордный для Японии залог в 1 млрд йен (теперь деньги взыщут в бюджет).

Но у бизнесмена оказалось два французских паспорта (это исключительная привилегия для граждан, которым очень важно сохранить свободу передвижения даже в том случае, когда документы сдаются на оформление визы). Одним из них беглец и воспользовался, чтобы легально въехать в Ливан, страну, в которой он родился и вырос и гражданство которой у него есть наряду с французским и бразильским. Шанс использовать его предоставился на старте длинных новогодних выходных, когда время реакции всех ведомств существенно снижается.

Считается, что побег организовал ветеран американского спецназа Майкл Тейлор. Это известная фигура на рынке специальных услуг. Основанная им в 1994 году в Бостоне компания American International Security Corp. обеспечивала безопасность бурения нефтяных скважин в сложных регионах, охраняла руководителей корпораций, искала похищенных детей топ-менеджеров. Именно Тейлора наняла газета «Нью-Йорк Таймс» для спасения корреспондента Дэвида Роде, захваченного в 2008 году в Афганистане. В последние годы Тейлор «специализировался» на Ливане.

29 декабря Тейлор с напарником прибыли на бизнесджете Bombardier в частный терминал международного аэропорта Кансай недалеко от Осаки.

Чуть позже, что подтверждают записи видеокамер, мистер Гон в хирургической маске, которая в Японии часто используется как средство защиты от микробов в транспорте и не вызывает подозрений, покинул свой дом и сел на экспресс до Осаки. Однако контроль в аэропорту он не проходил. Согласно версии правоохранительных органов, границу бизнесмен преодолел в одном из черных ящиков для аудиоаппаратуры, который из-за огромных размеров не смогли пропустить через досмотровое оборудование.

Таким образом беглец оказался на борту лайнера, следовавшего в Стамбул. Лететь напрямую в Бейрут не решились, т.к. это слишком необычное направление для самолетов из японских гаваней сразу вызвало бы подозрение. Кроме того, маршрут был спланирован так, что проходил большей частью над территорией России, где Карлос Гон мог бы в случае чего рассчитывать на снисходительность Москвы за заслуги перед «АвтоВАЗом».

В аэропорту Стамбула Гон сменил самолет и вскоре прибыл в Бейрут, где предъявил французский паспорт и ливанское удостоверение личности, поэтому, подчеркивают ливанские власти, оснований для его ареста не было.

Обвинение обвинителей

В России Карлос Гон чувствовал себя «своим человеком». Фото: ТАСС

С самого начала этой юридической драмы Гон утверждал, что обвинения против него являются результатом политической вендетты — попытки свести счеты и помешать ему более тесно интегрировать Nissan с Renault. Обвинять обвинителей он продолжил во время пресс-конференции, которую собрал 8 января в Бейруте. По словам Карлоса Гона, он бежал не от правосудия, а от несправедливости. Опальный топ-менеджер подтвердил готовность предстать перед судом в другой стране.

Я покинул Японию не чтобы скрыться, а чтобы найти справедливое правосудие и очистить свое имя

— заявил Карлос Гон журналистам

Гон сравнил себя с беглецами из Северной Кореи, Вьетнама или коммунистической России. Впрочем, конкретных имен тех, кто подвергал Карлоса гонениям, журналисты так и не услышали.

Зато услышали бизнес-анализ. «Я читал в Bloomberg, что Nissan потратил 200 млн $ на расследование. Насколько это рационально? — спросил он. — Рыночная капитализация Nissan упала на 10 млрд $; компания пострадала, проводя так много времени, преследуя меня за счет акционеров».

Япония расценила побег и последующие откровения как пощечину и теперь задействует дипломатическую артиллерию. Посол Японии добился экстренной встречи с президентом Ливана Мишелем Ауном и потребовал максимального содействия в деле Гона, заверив, что на кону ливано-японские отношения. В присутствии руководителей силовых ведомств глава государства пообещал, что окажут всестороннюю помощь, но, как открыто пишут ливанские СМИ, выдавать «своего» не будут ни по требованию Японии, ни по ордеру Интерпола. На родине Гон — национальный герой: его лицо украшает уличные билборды и почтовые марки.

Для России Карлос Гон тоже не чужой. Как сообщили в «Ростехе», он был главным действующим лицом партнерства Renault с «АвтоВАЗом» начиная с 2008 года.

Известно, что в 2013–2016 годах Карлос Гон возглавлял совет директоров российского автопроизводителя. Позже был председателем совета директоров СП Renault и «Ростеха» — нидерландской Alliance Rostec Auto B.V., которая консолидировала 100 % «АвтоВАЗа».

После ареста в 2018 году Карлос Гон сохранял за собой эту должность. Но, по информации «Ростеха», господин Гон сложил с себя полномочия во втором триместре 2019 года.

Уже после ареста автоменеджера глава «Ростеха» Сергей Чемезов называл Карлоса Гона одним из сильнейших управленцев в мире. Правда, таких впечатляющих результатов, как в случае с подъемом Renault и Nissan, он в России показать не смог. Впрочем, провальной в течение всего этого времени была и вся отечественная автомобильная отрасль.

Теперь российский бизнес может преподать Гону свой урок: долгосрочная жизнь в бегах сложна, но не невозможна. Про это знает бывший владелец «Черкизона» Тельман Исмаилов, банкиры Борис Минц, Сергей Пугачев и братья Ананьевы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version