Всемирный банк прогнозирует падение ВВП РФ на 6% до 11-летнего минимума

ВВП России в 2020 году упадет на 6% до 11-летнего минимума, а в 2021-2022 годах будет восстанавливаться умеренными темпами, говорится в новом докладе Всемирного банка.

Всемирный банк

Падение темпов роста российской экономики дополнительно усугубляется резким падением цен на нефть – до 53% в период с января по май 2020 года.

ВВП снижается под влиянием глубокого спада мировой экономики, спровоцированного пандемией COVID-19. Ожидается, что по итогам 2020 года совокупное потребление домохозяйств сократится на 4,9%, а валовые инвестиции в основной капитал – на 8%. В апреле-мае 2020 года отрицательный рост отразился на многих секторах: в обрабатывающем секторе сокращение составит за этот период 8,6%; добыча полезных ископаемых упадет на 8,4%, что приведет к быстрому сокращению промышленного производства; а транспортный сектор испытает сокращение на 7,7% в результате падения объемов торговли с начала года.

Эксперты Всемирного банка считают, что при отсутствии второй волны пандемии может начаться умеренное восстановление экономики с переносом определенного позитивного импульса на 2021 год, когда рост ВВП, как ожидается, выйдет в положительную зону и составит 2,7% и далее в 2022 году ускорится до 3,1%. Ожидается, что по мере снижения неопределенности основным двигателем роста экономики будет потребление домохозяйств, а инвестиции в 2021 году вырастут примерно на 3%.

«В краткосрочной перспективе вызванная пандемией рецессия приводит к резкому росту безработицы, сокращению бюджетных доходов и ослаблению банковского сектора», — отметил Апурва Санги, основной автор исследования и главный экономист Всемирного банка по России. «Надежду вселяет то, что рациональная макрофискальная политика и накопленные резервы позволили властям реализовать эффективные стабилизационные меры».

В докладе отмечается, что объявленные правительством меры могут частично сдержать вызванный кризисом рост масштабов бедности — при условии их надлежащего осуществления. Однако в нем высказывается предостережение о том, что за краткосрочными последствиями могут последовать более глубокие долгосрочные последствия, характеризующиеся невосстановимыми потерями, такими как обучение в критическом возрасте, ухудшение показателей хронических заболеваний, устойчивая безработица и утрата квалификации, а также банкротство малых предприятий.

В докладе также обращается внимание на то, что относительно небольшие города и сельские районы могут пострадать от распространения нового коронавируса спустя несколько недель или месяцев. Секторы, первоначально не затронутые пандемией (например, сельское хозяйство), могут испытать негативное воздействие на более поздних этапах, если восстановление производства на полную мощность окажется затруднительным из-за нехватки трудовых мигрантов, сбоев во внутренней логистике и международной торговле или из-за ужесточения финансовых условий.

В этом году в докладе представлен углубленный анализ влияния пандемии COVID-19 на процесс обучения и образования в масштабах России. Закрытие школ может привести к потерям обучения в объеме более трети от продолжительности российского учебного года, а последствием может стать снижение баллов, полученных российскими школьниками в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

«Эти потери выше потерь, оцененных для стран ОЭСР и ЕС. Кроме того, возникают проблемы с обеспечением равенства в образовании: учащиеся, относящиеся к верхнему квинтилю, могут потерять примерно 14 баллов в программе PISA, а у тех, кто относится к нижнему квинтилю, потери могут составить 18 баллов. Эти 18 баллов соответствуют потерям, эквивалентным отсутствию обучения в течение полугода», — подчеркнул Рено Селигманн, Директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации.

Авторы доклада приходят к выводу, что ответные меры, принятые в связи с кризисом COVID-19, могут также стать возможностью для устранения существующих структурных дисбалансов в российском образовании и ускорения необходимых реформ, в частности, таких как: преодоление цифрового неравенства для обеспечения возможности всем учащимся и учителям пользоваться образовательными платформами; совершенствование сетевого взаимодействия в отстающих регионах; формулирование четкой национальной стратегии в сфере интернационализации высшего образования; а также введение механизмов независимой оценки воздействия и контроля качества в российской системе образования.

Источник

Метки:

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика