Реквием по «Усольехимпрому». Как умирала «большая химия» Сибири

Президент Владимир Путин 30 июля 2020 года провел совещание по вопросу экологической ситуации в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. В муниципалитете со 100-тысячным населением находится некогда градообразующее предприятие «Усольехимпром». Бывший химический гигант экологи считают бомбой, заложенной под регион. Президент дал три месяца на составление дорожной карты по ликвидации загрязнения. Причины и следствия сибирского Чернобыля – в материале «ФедералПресс».

Усольехимпром

Химпром. Начало

Завод по производству этиловой жидкости – именно так изначально назывался будущий «Усольехимпром» – был основан 25 декабря 1933 года. Через два года, в августе 1936 года, предприятие выдало первую партию товара. Этот день последующие 70 лет на предприятии отмечали как день рождения «Усольехимпрома» – флагмана химической промышленности в Сибири.

С началом Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, на завод прибыл эшелон с людьми и оборудованием Сакского хлорного цеха, эвакуированного из Крыма, а в августе 1942 года прибыло оборудование Завода № 91 из Сталинграда для производства иприта. Спустя 1,5 года, в апреле 1943-го, завод выдал первую партию хлора. «Усольехимпром» был единственным заводом за Уралом, где выпускали хлор и каустическую соду. Эти соединения – основа всей химической промышленности.

Еще по теме «Газпром переработка» оштрафован за порчу земли при добыче серы

До середины 1960-х годов «Усольехимпром» действовал в основном в интересах крупной индустрии и оборонки, затем на заводе была проведена конверсия, и в 1967 году он выдал первую партию мирной продукции – это были отбеливающие и чистящие средства. В 1974 году завод первый в СССР освоил выпуск гипохлорита кальция – соединения, применяющегося в добыче золота методом выщелачивания. К середине 90-х годов завод стал выпускать свыше 20 наименований продукции, применяемой в химической промышленности, изготовлении пластмасс и бытовой химии.

«Эффективный менеджмент»

Вопреки сложившейся в 90-х всеобщей практике развала и разрухи «Усольехимпром» (как и его сосед «Усольмаш», производящий горно-шахтное оборудование) до 1998 года дожил относительно стабильно. При задержке заработной платы, чем в то время никого было не удивить, и кризисе неплатежей, ситуации, когда у подрядчиков и смежников нет наличных денег, завод сохранил производство, соответственно и рабочие места. Первый звонок прозвучал в 1998 году, когда руководством предприятия был признан нерентабельным цех ртутного электролиза. Цех закрыли. Именно он впоследствии и стал основным элементом «химической бомбы», подложенной под город со 100-тысячным населением.

С начала 2000-х на предприятии прошла череда реорганизаций, смена форм собственности и самих собственников. В 2005 году на базе завода было создано ООО «Усолье-Сибирский силикон», по планам предприятие должно было наладить выпуск поликристаллического кремния – одного из важных компонентов при производстве электроники. В частности, поликристаллический кремний высшего «электронного» качества используется в производстве ЖК-экранов и мониторов. Стремительно развивающийся в это время мировой рынок требовал большого количества кремния, и теоретически расчет был верным. Между тем на практике, пока в Усолье налаживалось производство и осваивались бюджетные средства, в Китае была внедрена новая, более экономичная технология. Как результат – цены на поликристаллический кремний на мировом рынке упали в 20 раз.

В 2012 году спасать ситуацию на «Усольехимпроме» взялась госкорпорация «Роснано». По заявлениям госструктуры, на заводе планировалось развернуть производство сырья для солнечных модулей. Согласно анонсам госкорпорации, предприятие должно было осуществлять полный цикл производства и дать новые рабочие места. В качестве инвестиций было привлечено несколько миллиардов рублей из федерального бюджета и собственных средств «Роснано». В итоге современная продукция так и не появилась на свет, а спустя два года оставшиеся 400 сотрудников «Усольехимпрома» получили уведомления о сокращении. Производственная деятельность предприятия полностью остановлена. С 2016 года началась процедура банкротства.

«Нечистое» место

Еще по теме Спасти ишимцев от неприятного запаха смогут инвестиции

Сейчас вся площадка некогда крупнейшего в стране химкомбината поделена между двумя собственниками. Это ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон». Последнее принадлежит иностранному юрлицу, зарегистрированному в кипрском офшоре. Сам же «Усолье-Сибирский силикон» находится в залоге по договору займа. Офшорный хозяин предприятия в 2019 году прекратил свое существование. По сути на предприятии не оказалось хозяина. А гектары земли, полуразрушенные цеха и тонны химреактивов достались городу и области в качестве бомбы, которая может рвануть в любой момент.

На крайне запутанную схему – кто собственник и кто кому должен – налагаются проблемы чисто производственного свойства. Сейчас на территории бывшего завода, помимо цеха ртутного электролиза, где, по последним данным, в почве содержится более 120 тонн ртути, находятся цистерны с химическими веществами, природу которых не могут определить даже специалисты. Соответственно и нет понимания, как их утилизировать. Так получилось, что проблема была переложена на плечи городской и областной власти. Чтобы организовать охрану предприятия и не допустить туда посторонних, в 2018 и 2019 годах выделялись средства из областного бюджета. За этот же счет была утилизирована часть отходов.

Если для властей бывший «Усольехимпром» – источник постоянных расходов, то для части местных жителей экс-предприятие стало средством пополнения личного бюджета. Заброшенные цеха – место паломничества сборщиков металлолома. С помощью болгарок и бензорезов режется все: несущие конструкции, арматура, рельсы подъездных путей, сами цистерны и емкости с химреактивами. Только за 2018 год здесь произошло по вине местных жителей более 20 пожаров и утечек реактивов. К счастью, обошлось без летальных случаев и серьезных техногенных катастроф.

Следите за руками

Заброшенный «Усольехимпром» стал средством для обогащения не только местных жителей. Потенциальная химическая бомба в 100 километрах от областного центра стала джокером в региональной политической борьбе. В июне 2019 года в очередной раз обострилось противостояние между законодательным собранием региона, которое возглавлял единоросс Сергей Сокол, и областным правительством во главе с красным губернатором Сергеем Левченко. Проблемы химкомбината каждый попытался использовать в своих интересах. А явные или мнимые успехи в их решении приписать себе.

Июнь 2019 года. В Усолье-Сибирское прилетает большой чиновничий десант из Москвы, возглавляет его руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова. Встречают ее спикер областного парламента Сергей Сокол и председатель правительства Руслан Болотов. По заявлению главы регионального кабмина, область сделала все, что от нее зависело, теперь дело за федералами.

«Проектно-сметную документацию (ПСД) разрабатывали в 2014 году, но она не прошла экспертизу, так как могильник предусматривался здесь же, на территории. Мы повторно разработали проект, была серьезная проблема: в итоге мы должны были получить объект капстроительства. Но он никому не нужен. Мы урегулировали процесс с помощью Минприроды России, сейчас находимся на финишной стадии», – отчитался Руслан Болотов на заседании.

Мяч в воздухе перехватил председатель заксобрания. Согласно версии Сергея Сокола, все, что не сделано, – это вина областного правительства. А то, что удалось привлечь к проблеме федеральные министерства и сдвинуть вопрос с мертвой точки, – заслуга депутатов.

«Мы неоднократно обращались в федеральный центр и привлекали внимание к проблеме. Мы договорились с МЧС оградить периметр, чтобы с территории не крали металлолом. Вывезли свыше тысячи баллонов ртути, ликвидировали склад как токсичную точку. Следующий этап этой скважины, где находится порядка 18 тысяч тонн эпихлоргидрина», – рассказал председатель парламента.

В итоге оказалось, что теоретически для демеркуризации химического объекта есть все необходимое. Предварительная стоимость проекта составляет 1,4 миллиарда рублей. Деньги можно привлечь за счет участия в проекте «Чистая страна» на 2020–2023 годы для получения федеральных средств. С этими выкладками согласилась глава Росприроднадзора. Светлана Радионова отметила, что теперь необходима координация федеральных структур.

«Наша задача широкая, я и Чайке (в 2019 году Юрий Чайка – генпрокурор России. – Прим. ред.) буду докладывать, и в МЧС Зинчеву (Евгений Зинчев – глава МЧС России. – Прим. ред.) отправлю. Тут не важно, как называются органы, проблема у нас общая. Мы приезжаем сюда, потому что будем бить во все колокола»,– добавила федеральная чиновница.

Август 2020-го. Место действия то же, но персонажи другие. Губернатора Сергея Левченко, ушедшего в отставку, сменил врио губернатора Игорь Кобзев. Сергей Сокол сменил кресло в областном парламенте на должность депутата Государственной думы РФ. На площадке представители федеральных министерств и «Росатома». Теперь эта госкорпорация будет заниматься решением проблемы, которая, по мнению Сергея Сокола, уже точно сдвинулась с мертвой точки.

«Благодаря Игорю Кобзеву четкие и конкретные поручения дал президент Владимир Путин. И сегодня уже такое серьезное представительство федеральных структур обсуждает конкретные действия по выполнению поручений главы государства. Уверен, что совместными усилиями угроза экологической катастрофы отступит и в Усолье-Сибирском, и в целом в области. Жизнь для людей станет спокойнее и безопаснее. Со своей стороны как федерального законодателя готов всецело содействовать этому процессу»,– отметил теперь уже федеральный депутат.

По мнению ряда аналитиков, «усольский кейс» станет одним из ключевых в губернаторских выборах 2020 года в Приангарье. Тот из кандидатов, который сможет из него извлечь максимум политических очков и чья фамилия будет фигурировать там чаще, получит больше шансов на победу. При этом очевидно, что решение проблемы займет не один год, и конкретного пути ее решения до сих пор нет. Пока же 60 военных из войск РХБЗ, направленных сюда по поручению президента, берут пробы. О демеркуризации территории силами военных речи не идет. А вместо ЧОП территорию охраняет Росгвардия, чьи услуги стоят гораздо выше, чем частной охраны. Пока новая охрана смогла отрапортовать только об обнаружении еще одной дырки в заборе.

Фото: irkobl.ru, irk.gov.ru

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика