Реабилитация должника: как изменится процедура банкротства

В начале 2021 года правительство представило масштабные поправки в закон о банкротстве. Законопроект отменяет существующие три процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление) и вводит новую реабилитационную процедуру реструктуризации долгов компаний. Должник или кредитор сможет разрабатывать план такой реструктуризации, который утверждается судом при условии, что большинство кредиторов проголосуют за него.

Реабилитация должника: как изменится процедура банкротства

Принятие закона отвечает запросу времени: коронакризис ударил по многим предприятиям. И хотя, по данным мониторинга бизнес-климата ЦСР за январь—февраль 2021-го, общая доля компаний, подверженных риску банкротства, снизилась с 28 до 11% по сравнению с прошлым годом, высокие риски банкротства по-прежнему сохраняются. При этом защитный мораторий на банкротство закончился в январе этого года. По данным ЦСР, большинству компаний, воспользовавшихся мораторием, он помог выиграть время, однако реструктуризировать задолженность им не удалось.

При этом бизнес по-прежнему оптимистично смотрит на возможность реструктуризации долга. Так, согласно данным мониторинга ЦСР, 70,6% компаний, которые испытывают финансовые трудности, рассчитывают найти выход из ситуации, договариваясь с кредиторами. В свою очередь и 63,8% кредиторов отметили, что не планируют подавать заявление о банкротстве своих контрагентов-должников и намерены договариваться с ними.

Исходя из этого, введение новых реабилитационных процедур вместо бесконечного продления банкротного моратория выглядит логичным и своевременным. По пути повышения эффективности реабилитационных процедур в качестве ответа на экономические последствия коронавирусной эпидемии идут многие зарубежные страны. В 2020 и 2021 годах соответствующие нормы приняли Германия, Нидерланды, Сингапур, Великобритания, Италия.

Чем новая процедура лучше старых? Существующие реабилитационные процедуры — финансового оздоровления и внешнего управления — за годы применения показали свою невостребованность. Так по данным ЕФРСБ, в 2019 году в процентном соотношении доля реабилитационных процедур ко всем иным банкротным процедурам, кроме наблюдения, составила всего 1,81%, или 228 реабилитаций. В 2020 году суды ввели 173 процедуры внешнего управления и финансового оздоровления, или 1,7% всех процедур (кроме наблюдения).

В чем причина такой низкой эффективности?

Прежде всего эти процедуры не выгодны самим должникам, которые не могут подать самостоятельное заявление о реструктуризации (только об инициировании собственного банкротства) и участвовать в разработке ее плана. Кроме того, нельзя договориться с кредиторами о порядке управления компанией в ходе реабилитации: как правило, менеджмент должника отстраняется от управления. Наконец, законом предусмотрены негибкие условия реструктуризации, а возможность предварительно согласовать план с кредиторами до инициирования банкротства (т.н. pre-pack) отсутствует.

Это приводит к тому, что больной бизнес не имеет ни желания, ни возможности вовремя обратиться за помощью. Иногда он безуспешно занимается самолечением, а иногда просто выводит активы, предвидя неизбежное банкротство.

Так же и кредиторы не имеют достаточных стимулов договариваться с должником: даже если кто-то из них идет навстречу, есть риск того, что отдельные кредиторы смогут подорвать процесс переговоров (подав заявление о банкротстве или обратив взыскание на активы).

Новый закон дает должнику время для подготовки и согласования с кредиторами плана реструктуризации, в течение которого не может быть обращено взыскание на активы и не может быть инициирована конкурсная процедура. Такой льготный период используется во многих странах. Например, в Германии он реализуется в рамках процедуры «защитного зонта»: у должника есть три месяца для подготовки и согласования с кредиторами плана реструктуризации.

Предварительный опрос ЦСР показал заинтересованность компаний в инструменте реструктуризации, который предлагает правительство: 39% кредиторов проголосовали бы за план реструктуризации, лишь бы не допустить банкротство контрагента. В свою очередь, 64% компаний, которые сами имеют задолженность и являются потенциальными банкротами, указали, что данная процедура могла бы восстановить их финансовое положение.

Несмотря на очевидные преимущества новой реабилитационной процедуры, риски отказа кредиторов от ее использования в пользу более быстрой конкурсной процедуры по-прежнему существуют. В некоторых случаях это будет оправдано и быстрая реализация имущества новому собственнику только обеспечит сохранность производства. Однако весьма вероятно, что в некоторых случаях кредиторы будут по инерции идти в конкурс, не давая потенциально платежеспособным компаниям шанса восстановиться.

В западных аналогах используется институт cram down, который позволяет связывать несогласных кредиторов условиями плана реструктуризации при условии, что за него проголосовало определенное количество классов кредиторов (работники, поставщики, необеспеченные кредиторы и пр.). Это позволяет избежать риска блокировки плана крупными кредиторами.

Возможно, со временем законодатель придет к целесообразности cram down по крайне мере для системообразующих должников, чья ликвидация может привести к существенным негативным социально-экономическим последствиям.

Другим недостатком является отсутствие возможности реструктуризировать долг вне процедуры банкротства в рамках добанкротной санации (по такому пути идут многие страны — Германия, Голландия).

Наконец, предусмотрена отсрочка вступления законопроекта в силу, а значит компании не смогут воспользоваться новой процедурой в ближайшее время. А именно сейчас такая потребность стоит особенно остро.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика