Украина vs Греция: чей дефолт будет первым

Украина и Греция — две страны, которые попеременно пугают рынок дефолтом. Кто из них может нарушить обязательства первой?

​Ключевые даты

Греция: 5 июня (платеж на €300 млн в пользу МВФ в рамках погашения кредитов 2010 года), 12 июня (погашение казначейских векселей на €3,6 млрд плюс платеж для МВФ на €340 млн), 20 июля (погашение облигаций на €3,5 млрд, принадлежащих ЕЦБ).

Украина: 15 июня (установленный МВФ дедлайн для завершения переговоров Украины с частными кредиторами о реструктуризации евробондов на $20 млрд), 20 июня (купонный платеж в размере $75 млн в пользу России по евробондам на $3 млрд), 23 сентября (погашение евробондов на $500 млн), 20 декабря (погашение принадлежащих России бумаг на $3 млрд).

Точки риска

Греция

5 июня Греция должна вернуть Международному валютному фонду около €300 млн, но денег в греческой казне практически нет. Возврат старых долгов, восходящих к первой программе финансовой помощи 2010 года, зависит от выделения но​вых кредитов МВФ. Фонд требует от правительства Греции новых радикальных реформ — Афины сопротивляются. Переговоры, скорее всего, будут идти до последнего момента, но большинство экспертов считают, что временный компромисс все-таки будет найден.

Что будет, если МВФ и Греция не договорятся до 5 июня?

За весь июнь Греция должна выплатить МВФ в общей сложности €1,54 млрд четырьмя траншами. Чтобы выиграть время, греки имеют право запросить у МВФ разрешения объединить транши, распределенные на интервале одного месяца, и выплатить их одной суммой в конце этого месяца. Правда, последней страной, которая прибегала к такой возможности, была Замбия 30 лет назад. Аналитики Citi считают, что Греция воспользуется «замбийским» вариантом. Тогда срок погашения €1,54 млрд будет перенесен на 30 июня.

Даже если Греция и МВФ не согласуют объединение и перенос июньских траншей и Греция просто просрочит выплату 5 июня, это еще не будет дефолтом по правилам МВФ. Только через месяц (то есть 5 июля) глава МВФ Кристин Лагард будет обязана официально уведомить исполнительный совет фонда о просрочке со стороны Греции. Фактически с этого времени можно говорить о дефолте Греции перед МВФ. В теории, согласно регламенту МВФ, фонд может приостановить членство государства-неплательщика, но только через 18 месяцев.

В любом случае все рассуждения на эту тему условны, поскольку ни одна страна в истории не объявляла дефолт по кредитам МВФ, и только беднейшие страны вроде Зимбабве или Сомали допускали задержки в платежах. И рейтинговые агентства заранее заявили, что, если Греция допустит неплатеж, они не будут считать это дефолтом, так как МВФ не стандартный кредитор.

Украина

 

В мае Верховная рада Украины приняла закон, дающий право властям объявить мораторий на выплаты внешнего долга. 2 июня этот закон вступил в силу, но Киев пока не намерен им воспользоваться. Многое будет зависеть от исхода переговоров с держателями украинских еврооблигаций, МВФ поставил задачу завершить их до 15 июня. Частные кредиторы предложили Украине продлить сроки погашения облигаций и сократить процентные выплаты по ним, но Киев настаивает и на третьем обязательном элементе — частичном списании номинала облигаций.

Если переговоры о реструктуризации окажутся бесплодными, МВФ может отказать Украине в следующем кредитном транше на $1,7 млрд (хотя фонд не говорил, что обязательно так сделает). Ближайшая выплата по внешнему долгу намечена на 20 июня, когда Украина должна перевести России проценты в размере $75 млн по облигациям со спорным статусом. Если Киев решит не платить, дефолт наступит через десять дней (грейс-период) — это определено условиями выпуска. Эксперты считают, что независимо от исхода переговоров с кредиторами (в которых Россия не участвует) Украина все же выплатит купон, а вот дальнейшие крупные выплаты вызывают сомнения.

Погашение «российских» евробондов на $3 млрд намечено на 20 декабря 2015 года. Перед этим Украине понадобится погасить облигации на $500 млн 23 сентября. Именно сентябрьское погашение является «настоящим жестким дедлайном» для переговоров о реструктуризации, считает аналитик Bank of America Merrill Lynch Вадим Храмов.

19 мая правительство Украины получило разрешение от парламента на возможное введение моратория по выплатам внешних долгов на сумму около $20 млрд. Украина ведет напряженные переговоры с группой частных держателей евробондов о реструктуризации задолженности и тем самым решила надавить на кредиторов, чтобы они были сговорчивее. Россия не участвует в переговорах, но тоже может пострадать: она держит облигации на $3 млрд, выпущенные еще при Викторе Януковиче. «По сути дела это дефолт», — констатировал сегодня министр финансов России Антон Силуанов. 20 июня Украина должна выплатить России купон на $75 млн, и этот платеж может подпасть под мораторий.

Президент России Владимир Путин был удивлен решению Украины о возможном моратории на выплаты. «Странное какое-то заявление. Объявлять фактически о предстоящем дефолте […] уровень ответственности, профессионализма, конечно, судя по всему, невысокий», — заявил Путин в среду. Но Украина далеко не первая страна, которая прибегает к подобной «странной» тактике (см. фотогалерею РБК). Логика односторонних деклараций о приостановке выплат проста — принудить кредиторов к более выгодным для страны-должника условиям обслуживания долга, поскольку в противном случае они рискуют не получить никаких денег.

Как оценивает рынок вероятность дефолта Греции и Украины

Рыночным индикатором вероятности суверенного дефолта являются кредитно-дефолтные свопы (CDS; внебиржевые контракты, страхующие инвестора от дефолта по госбумагам). По итогам 2 июня пятилетние CDS на Грецию торговались на уровне 2914 б.п., на Украину — 2852 пунктов (данные терминала Bloomberg), то есть примерно одинаково.

Эти котировки означают, что инвесторам обходится примерно в $2,9 млн в год покрытие страховкой $10 млн украинских или греческих гособязательств. Дороже в мире оценивается только страховка от дефолта Венесуэлы.

Вероятность дефолта Украины в течение одного года рынок оценивает в 57% (вычисляется исходя из соответствующих котировок CDS), а Греции — в 71%, то есть выше.​​

Торгуемые на внебиржевом рынке CDS — спекулятивный и достаточно волатильный инструмент, который может не отражать фундаментальные финансовые и долговые показатели стран. В качестве альтернативы Bloomberg рассчитывает вероятность суверенного дефолта в течение года, по модели, основанной на истории дефолтов различных стран и таких вводных данных, как краткосрочный внешний долг, валютные резервы, рост ВВП, уровень политического риска (по Economist Intelligence Unit).

По модели Bloomberg вероятность дефолта Украины в течение года оценивается выше, чем у Греции, — 23,18% против 20,41%. Обе страны Bloomberg относит к категории «высокого риска» (вероятность дефолта больше 20%).

Источник: РБК

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика