Банкротства в России разорят западные банки

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин предупредил, что в российском бизнесе в ближайшее время может начаться череда банкротств, отчего пострадают и западные кредиторы. Какие же отрасли нашей экономики наиболее других притягивали европейские инвестиции и могут потянуть с собой на дно западных партнеров?

Об угрозах для западных банкиров глава РСПП в середине текущей недели заявил на заседании «круглого стола» «Украина в Европе: мир и развитие» в Вене. Мог бы, конечно, и в Москве об этом сказать, но из Вены политическим деятелям, затеявшим санкции против России, наверно, лучше слышно…

И чуткий к таким вещам Запад уже откликнулся — тамошняя пресса кинулась если не опровергать, то микшировать мнение руководителя нашего РСПП. Впрочем, ни сами западные банкиры, ни «подведомственные» им СМИ напрямую не отрицали, что и им от санкций действительно может «прилететь».

«Вы можете столкнуться с такими проблемами, о которых пока не задумываетесь. Если российские компании начнут объявлять дефолты, то в первую очередь пострадают европейские кредиторы и инвесторы, у которых в залоге находятся акции российских компаний», — без особых обиняков предупредил европейских бизнесменов Александр Шохин.

Терять европейским и американским банкирам есть что. В следующем году предприниматели из России должны будут погасить 160 миллиардов долларов внешних долгов. Если обанкротятся — кто платить будет? И самое любопытное, что при всем этом каналы рефинансирования фактически перекрыты — опять же из-за санкций! Замкнутый круг, в котором нашему бизнесу, конечно, несладко, но вот западному должно быть не только не сладко, но еще и обидно!

«Шохину, конечно, виднее — он возглавляет союз, в который входит практически весь крупный и средний бизнес России, — рассказал в интервью Pravda.Ru советник председателя совета директоров ОАО «АФК Система», зампредседателя комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий, зампред комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский. — Что касается общей ориентации и позиции государства, то это вполне реальная угроза. Принимаются меры, которые никак не способствуют инвестиционной активности. О зарубежных инвестициях теперь можно забыть надолго, а внутренние инвестиции не из чего привлекать.

Поэтому Александр Николаевич, к сожалению, прав. И можно было это ожидать. Причем, что ведь любопытно, банкротства, которые были связаны с реализацией государственной программы Олимпийских игр, никого не обеспокоили. А ведь там банкротами были не последние, довольно-таки крупные компании. Так что, на самом деле, это вполне реально.

Здесь вряд ли можно предугадать конкретные отрасли, поскольку даже нефтяные компании находятся под угрозой. Цена на нефть падает и будет продолжать падение еще какое-то время. Здесь и металлургические компании, потому что работают в основном на экспорт, а санкции помешают закупкам этой продукции. Могут пострадать, как ни странно, даже наши торговые компании, они торговали в значительной степени импортной продукцией, которая сейчас сильно подорожала из-за роста курса иностранной валюты. Опять же из-за санкций…»

Компании среднего уровня — это как раз торговые компании, прежде всего те, которые так или иначе ориентированы на взаимодействие с зарубежными партнерами, их все это и коснется в первую очередь. По мнению эксперта, есть, безусловно, и компании, которые сохранят свои возможности, а может, даже и укрепят их. Например, сервисные.

В силу того, что западные партнеры бросают нас и уходят, отечественные сервисные компании способны их заменить. Например, IT-технологии меньше всех пострадают, потому что они в большей степени опираются на собственные силы, разработки, потребность в таких разработках сохраняется. Пострадают, по мнению Владимира Рудашевского, и банки. Их, пожалуй, нужно было вообще поставить на первое место в силу значительного объема невозвратных кредитов, что сильно повлияет на состояние банков, их фондов.

А вот интересно, если наши компании действительно «полетят», то как будут выкручиваться европейские кредиторы и инвесторы, у которых в залоге находятся акции российских компаний? «Никак. Они посчитают это как форс-мажор. И некоторые из них будут обращаться к своим правительствам или в ЕС сразу. Мол, ребята, это вы придумали санкции, компенсируйте нам наши потери. Это один вариант. Второй — правительства постараются каким-то образом компенсировать их ущерб, который нанесен им этими самыми санкциями. Но думаю, что там у них банкротства происходят постоянно. Не в диковинку. Просто мы не следим за такими процессами. Небольшие компании ликвидируются и вновь создаются. Так что это в какой-то степени сильно заметно, может быть, даже и не будет. Ну, а гиганты потеряют свои сверхприбыли!» — ответил на этот вопрос Владимир Рудашевский.

«Безусловно, глава РСПП прав, и не в последнюю очередь потому, что российский бизнес вынуждают платить все больше и больше налогов, и, с другой стороны, очень сильное влияние уже оказало падение рубля, где-то на 30 процентов обесценились деньги, — поделилась своим мнением с Pravda.Ru председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. — Все это ведет к довольно тяжелому кризису для предпринимателей и, как следствие, для населения. Не каждый бизнес это сможет выдержать. Все это ведет к удорожанию стоимости денег для бизнеса, западные кредиты недоступны в связи с санкциями. Спрос будет снижаться, и цены расти. Новых инвестиций никто не будет делать в таких условиях. Как будут выкручиваться европейцы? Думаю, во всех их контрактах прописаны все эти невозвраты. Европейские кредиторы будут как-то пытаться рефинансироваться и ждать лучших времен, объявлять дефолт и т.д.».

Безусловно, наши крупные компании будут обращаться за помощью к государству, как это уже было в 2008 году, и государство помогало из Фонда национального благосостояния крупными деньгами компаниям, которые нуждались, считает эксперт. «Я думаю, в этот раз компании так же будут изыскивать какую-то помощь государства, раз уж государство страдает от санкций, наверное, они будут обращаться к правительству. Но, безусловно, не все компании смогут обратиться и получить помощь», — добавила Яна Яковлева.

Кстати, Александр Шохин также отметил в своем выступлении в Вене, что влияние санкций на российский бизнес связано с тем, что под них попали банки с государственным капиталом, которые занимают более половины банковского сектора и кредитуют, в том числе, малый и средний бизнес. По его словам, с учетом снижения цен на нефть и того факта, что бюджет России 2015 года балансируется при цене в 96 долларов за баррель, прогнозы развития экономики в следующем году довольно пессимистичные…

Кстати, теперь, даже если в России все стабилизируется и отношения с Западом наладятся, инвесторы будут относиться к нашим займам с подозрением. И некоторые крупные компании без госпомощи с проблемами если и справятся, то с большим «напрягом». А между тем, самая серьезная кредитная нагрузка приходится, вообще-то, на госкомпании, однако им банкротство не грозит по определению.

Тем временем, западные санкции и ответные шаги России уже оказали некоторое влияние на экономику Евросоюза. Об этом говорится в осеннем экономическом прогнозе Еврокомиссии. Авторы документа, кстати, предполагают, что действие европейских санкций истечет уже в следующем году. Иначе та же Европа может просто не выдержать.

 

Правда.Ру

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика