Крупа холодной войны

Гречневая крупа в России может считаться универсальным индикатором социально-экономического состояния. Можно было бы разработать индекс гречки, тем более что он не требует страновых сравнений, как индекс бигмака.

В гипермаркетах «Лента» ограничили продажу гречки — не более пяти упаковок в руки. Цены на гречку в последнее время растут в большинстве регионов, что вызвано слухами о неурожае и ажиотажным спросом. За неделю 3-10 ноября, по данным Росстата, гречневая крупа подорожала в России на 7,8%. Механизм гречневых кризисов довольно прост 1, написали еще в 2011 г. Вадим Новиков, Максим Кваша и Валерий Кизилов: Россия — крупнейший в мире потребитель гречневой крупы, а в последние годы и крупнейший производитель. В случае неурожая невозможно быстро нарастить объем импорта, в то же время информация о дефиците подстегивает спрос.

Важно, что гречка для россиян является одним из главных стратегических продуктов, которые подлежат закупке впрок. Спрос на нее становится ажиотажным при малейшей угрозе экономического кризиса и/или конца света. Закупка продуктов впрок остается с XX в. основной индивидуальной стратегией выживания для россиян — по данным опроса ФОМа, 43% респондентов делают такие закупки (а среди граждан с доходом до 9000 руб. в месяц — 55-59%). Опросы НАФИ и Intelligent Research for Growth (IRG) показывают, что россияне осознали наступление экономического кризиса и перестраивают свои финансовые стратегии. 11% опрошенных IRG начали запасать продукты.

Что закупать впрок? Соль-спички — понятно, но гречка в этом смысле является едва ли не брендом № 1 в России.

Гречка при ближайшем рассмотрении оказывается не продуктом, а национальной идеей. Причем сейчас — как никогда.

Возделывать научились от греческих монахов (отсюда название) — так что наследуем Византии. Производится и потребляется в основном россиянами — крайне отечественный продукт. Мир постепенно отказывается от гречки из-за ее низкой урожайности и по мере развития технологий дешевого выращивания других культур. Россия осталась в этом смысле в XX веке, так что гречка — самая настоящая традиционная ценность. Была очень популярна в СССР (хотя и дефицитна) благодаря уникальным потребительским качествам: богата белками, долго усваивается — человек остается сытым, долго хранится без потери качества, считается полезной для защиты организма от воздействия ионизирующего излучения. Гречка остается стратегическим продуктом и для государства, ее запасы — часть Росрезерва. Настоящая крупа холодной войны.

Очевидно, что гречка должна быть поднята на флаг русской идентичности. В новой российской политике выиграет тот, кто будет регулировать продажи гречки и гречневый дискурс.

Автор — Андрей Синицын

Ведомости

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика