Ужесточение контроля за операциями банков со связанными заемщиками отсрочат на год

Ужесточение контроля за операциями банков со связанными заемщиками отсрочат на годЦБ еще целый год не будет, как планировалось ранее, ужесточать оценку связанности заемщиков между собой и с банком. Вопрос об отсрочке соответствующих законодательных поправок обсуждался и был одобрен накануне на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку, рассказали «Коммерсанту» участники заседания.

Как уточняет издание, речь идет об отсрочке на год (до 1 января 2016 года) целой группы поправок к статье 64 закона «О Центральном банке», которые были приняты еще летом 2013 года и, как планировалось ранее, должны были вступить в силу с 1 января 2015-го. Если бы не отсрочка, с этой даты заемщики увязывались бы в одну группу не формально (на одних лишь юридических основаниях), а по существу — по правилам МСФО (на основании контроля или значительного влияния), а также при наличии экономической взаимосвязи между ними. А главное, увязать их в одну группу с банком с нового года мог бы и сам Банк России с использованием мотивированного суждения.

Поправки об отсрочке, разработанные главой комитета Госдумы по финрынку Натальей Бурыкиной и, по данным «Коммерсанта», поддержанные Минфином и Банком России, с большой долей вероятности будут приняты до нового года: они идут дополнением к поправкам в банкротное законодательство, второе чтение которых состоится в ближайшее время, пишет газета.

Как указывают в ЦБ, причина отсрочки — закрытие западных рынков и необходимость для многих крупных заемщиков рефинансировать зарубежные кредиты в России, что без данных послаблений чревато нарушением банками нормативов работы со связанными лицами. Это нормативы Н6, ограничивающий кредитование групп связанных между собой заемщиков долей в 25% капитала банка, и Н25, лимитирующий с нового года кредитования связанных с банком лиц величиной в 20% капитала. «Ужесточение условий доступа к кредитам банков по принципу экономической связанности является несвоевременным. Расширенная трактовка связанности заемщиков, конечно, при определенных обстоятельствах снижает риски. Вместе с тем в условиях санкций многие крупные компании, ранее занимавшие за рубежом, будут вынуждены рефинансировать займы в российских банках. Поэтому с точки зрения устойчивости финансовой системы при ограниченности ресурсов риски сдерживания кредитования могут быть выше рисков концентрации кредитов у экономически взаимосвязанных заемщиков», — пояснил логику послаблений зампред Банка России Михаил Сухов.

По мнению ряда участников рынка, антисанкционная подоплека не единственная: с ужесточением регулирования многие банки не справились бы и без санкций. Косвенно это подтверждают слова Натальи Бурыкиной: «Мы считаем преждевременным ужесточение подходов к определению связанных сторон сейчас. По МСФО у нас практически все заемщики друг с другом связаны, все мы «братья» и «сестры», и, пока диверсификация не наступила, имеет смысл отсрочить вступление в силу указанных норм».

Правда, в ЦБ предупреждают: послабления, хоть и распространяются на все банки, не означают, что игроки, тайно от регулятора кредитующие в основном бизнес владельцев, на санкционной волне смогут продолжать в том же духе. По словам Сухова, для исправления этой ситуации у ЦБ с 1 января появляется дополнительный инструмент — начисление повышенных резервов по всем кредитам фирмам, не ведущим реальной деятельности, и компаниям, чей бизнес не приносит денежного потока. Таким образом, если с 1 января 2014 года повышенные резервы должны были начисляться только по вновь выданным сомнительным кредитам, то с 1 января 2015-го банки должны будут сформировать их по всему портфелю ранее выданных ссуд, указывают в ЦБ.

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика