Новые правила, которые будут обсуждаться на совете директоров МВФ, допускают продолжение финансирования заемщика при его дефолте по суверенному долгу. Это правило МВФ может распространить на ранее заключенные договоры.
Международный валютный фонд (МВФ) может применить новые правила, которые допускают продолжение финансирования заемщика при его дефолте по суверенному долгу и только будут обсуждаться на совете директоров в ноябре, к ранее заключенным кредитным контрактам, в первую очередь, к контракту с Украиной, сообщил РИА Новости источник, знакомый с ходом реформы фонда.
«Могут применить регрессное право», — ответил он на вопрос, может ли распространятся действие реформы, проводимой МВФ, на ранее заключенные договоры о финансовой помощи. При этом собеседник подтвердил, что подобный порядок не является обычной практикой для кредитных организаций. Но МВФ пытается сработать на опережение. Официальный представитель МВФ оставил вопрос РИА Новости без ответа.
В настоящий момент политика МВФ запрещает оказывать финансовую помощь странам, которые имеют опыт просроченных платежей суверенным кредиторам. У Украины есть риск допустить дефолт по выкупленным Россией облигациям на 3 миллиарда долларов, срок погашения которых наступает в декабре.
Агентство Bloomberg во вторник со ссылкой на источник сообщило, что Россия сейчас ищет варианты заблокировать очередные транши МВФ, если дефолт будет допущен. Впрочем, и официальные лица РФ говорили о такой возможности. Так, глава Минфина Антон Силуанов не исключал, что Россия может воспользоваться своим правом суверенного заемщика и потребовать от фонда признать программу финансирования Украины несостоятельной.
Эксперты ранее выражали сомнения, что фонд пойдет на обострение отношений с Парижским клубом кредиторов и прибегнет к столь непопулярной мере, как регрессное право (пересмотр контрактов, уже заключенных по текущим правилам фонда).
Комментируя реформы МВФ в части допуска продолжения финансирования заемщика при его дефолте по некоторым суверенным долгам, пресс-секретарь фонда Джерри Райс ранее заверял, что это лишь один из пунктов программы от 2014 года и не касается какой-то конкретной страны. Вопрос о пересмотре политики фонда может быть рассмотрен в ближайшее время, говорил Райс, например, на совете директоров в ноябре.
Четырехлетняя программа финансовой помощи Украине была утверждена советом директоров МВФ 11 марта 2015 года. Программа предусматривает выделение фондом 17,5 миллиарда долларов, а всеми международными кредиторами за четыре года — 40 миллиардов долларов. Украина в текущем году уже получила 6,7 миллиарда долларов помощи и предусмотрено выделение еще двух траншей по 1,7 миллиарда долларов.
Украинское правительство трактует долг перед РФ в 3 миллиарда долларов как коммерческий, так как он образовался в результате выкупа бондов с Ирландской биржи. Однако по правилам МВФ инструмент в данном случае не имеет значения. Статус долга квалифицируется по его приобретателю. Тем не менее, Украина фактически пытается приравнять российский долг к другим коммерческим долгам, которые были куплены на рынке с дисконтом до 40%.
Предложение от Украины, которое РФ отказывается обсуждать, предполагает возврат суммы на 20% меньше и через несколько лет после завершения программы финансирования МВФ. Тем временем, РФ выкупила облигации Украины за полную стоимость, на низком рынке, использовав резервы собственного Фонда национального благосостояния.