Украина должна через месяц выплатить России 3 миллиарда долларов долга, однако киевские власти неоднократно заявляли, что не собираются этого делать, а достичь договоренности по реструктуризации задолженности до сих пор не удалось.
Украинским властям остается ровно месяц на то, чтобы найти 3 миллиарда долларов на выплату долга перед РФ или объявить страну банкротом — срок погашения трехлетних облигаций, выкупленных Россией в конце 2013 года, истекает 20 декабря. При этом Киев продолжает делать хорошую мину при плохой игре, повторяя, что свои предложения для всех кредиторов они сделали, и Россия не получит лучших условий, чем те, на которые согласились держатели реструктурированного коммерческого долга.
Украина 13 ноября завершила реструктуризацию части долга на 15 миллиардов долларов, из которых 3 миллиарда было списано. РФ не приняла участие в реструктуризации, так как считает украинский долг перед собой суверенным, а не коммерческим. Украина настаивает, что, поскольку долг оформлен в виде евробондов, то и реструктурировать его нужно на равных для всех держателей украинских бумаг условиях.
Российский власти понимают, что Украине просто нечем платить, и предпочитают обсуждать проблемы с теми, кто действительно в состоянии их решить — с Международным валютным фондом (МВФ).
Президент РФ Владимир Путин заявил в понедельник, что Россия готова реструктурировать долг Украины, предоставив рассрочку платежа на три года — по одному миллиарду долларов в год. При этом обязательства Украины должны быть гарантированы США, Евросоюзом или крупным банком. В текущем году Украине предлагается выплатить только проценты.
До настоящего времени Украина исправно выполняла обязательства по долгу перед РФ, погасив за два года три купона на 75 миллионов долларов каждый.
Министр финансов России Антон Силуанов позже уточнял, что Россия ждет ответа МВФ на предложения российской стороны до заседания совета директоров, которое намечено на 8 декабря. На нем, как ожидается, будут рассматриваться изменения правил кредитования этой финансовой организации.
«МВФ — это та международная организация, которая формирует программу финансовой помощи Украине. А долговая проблема может быть решена только в рамках этой программы, потому что мы прекрасно знаем, что у Украины денег нет, стало быть, источников погашения долга, вероятно, тоже нет», — объяснила позицию России помощник министра финансов РФ Светлана Никитина.
Молчание Логард
МВФ пока не спешит с официальным ответом. Директор-распорядитель фонда Кристин Лагард после встречи с Путиным назвала его предложения «интересными». Представитель МВФ, вместе с тем, заявил РИА Новости, что фонд больше рассчитывает на прямые переговоры между Россией и Украиной.
Прямые встречи будут, обещает Минфин РФ, но позже. «Мы готовы к переговорам», — сказала Никитина, несмотря на сделанные ранее заявления премьер-министра Украины Арсения Яценюка о том, что Киев 3 миллиардов платить не будет.
«Базовое условие — уменьшение долга на 20%, перенос всех долгов на четыре года. Не хотите —тогда вы получите решение правительства Украины о введении моратория на выплату России 3 миллиардов долларов. Очень просто хочу нашим соседям и государству-агрессору объяснить: мы 3 миллиарда долларов платить не будем», — заявил ранее Яценюк.
«Мы не слышим нежелания взаимодействовать», — тем не менее оценила ситуацию Никитина. Она напомнила, что ранее глава минфина Украины Наталия Яресько говорила о своей готовности обсуждать долговую проблему с российским коллегой.
По словам Никитиной, Россия вообще не обязана направлять Украине каких-либо предложений. «РФ в данном случае выступает кредитором. А согласно международной практике, должник должен выходить с предложениями переговоров по долгу, если понимает, что не в состоянии по долгу расплатиться вовремя и в срок», — пояснила помощник министра.
Окончательное решение в любом случае будет принимать Киев, заявил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, а МВФ после оценки предложения РФ может только дать рекомендации. «За суверенного дебитора решение никто принять не может, МВФ единственное, что может — оценить то предложение, которое сделал президент РФ и, соответственно, рекомендовать украинскому правительству уже самостоятельно действовать», — сказал он.
При этом Сторчак признал, что МВФ традиционно отрицает свою роль в принятии таких решений. «Они всегда говорят, что никого не консультируют и ничего не рекомендуют в том случае, когда речь идет об отношении суверенного дебитора и кредитора», — добавил он.
Дорогое удовольствие
Дефолт по долгу Украины может стать «дорогим удовольствием» для всех сторон. «Если не будет принято решение по этому кредиту, соответственно, мы исходим из того, что Украина как государство будет в просрочке или, выражаясь иностранными терминами, в дефолте», — заявил в четверг премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
По текущим правилам МВФ, если объявляется технический дефолт одному из дебиторов, нет права на продолжение финансирования программ финансовой помощи фонда.
Четырехлетняя программа финансовой помощи Украине была утверждена советом директоров МВФ еще в марте 2015 года. Программа предусматривает выделение фондом 17,5 миллиардов долларов, а всеми международными кредиторами за четыре года — 40 миллиардов долларов. Одним из условий фонда, под которым подписались украинские чиновники, была реструктуризация внешнего долга.
Украина в 2015 году уже получила 6,7 миллиарда долларов помощи при общем объеме, предусмотренном на 2015 год, в 10 миллиардов долларов. До конца года предусмотрено выделение еще двух траншей по 1,7 миллиарда долларов. Эти деньги должны пойти, в частности на увеличение международных резервов страны, чтобы та смогла снова вернуться на рынок заимствований.
Ранее стало известно о подготовке США и другими западными странами изменения политики кредитования МВФ, в результате чего фонд смог бы продолжить финансирование Украины даже в случае дефолта по российскому кредиту. Если же предложения РФ будут приняты, МВФ сможет продолжить кредитовать Украину в рамках действующих правил.
Впрочем, официально МВФ отверг связь этих фактов. Представитель фонда Джерри Райс заявил, что изменение правил МВФ по вопросу продолжения финансирования заемщика при его дефолте по некоторым суверенным долгам является частью программы реформирования фонда от 2014 года, это не касается какой-то конкретной страны.
Но даже если МВФ изменит правила, дефолт по долгу перед РФ сделает возврат Украины на рынок внешних заимствований очень сложным, так как негативно отразится на инвестиционной привлекательности страны.