Увеличение компенсационного фонда СРО

Запоздалое обсуждение части «недоношенного» законопроекта 723854-6, от момента «зачатия» ставшего Федеральным законом 391-ФЗ менее чем за две недели

Увеличение компенсационного фонда СРОПод Новый год по печальной российской традиции в законопроекте 723854-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» появились новые нормы о деятельности арбитражных управляющих и их СРО. А уже 29 января  2015г. этот проект стал Федеральным законом № 391-ФЗ.   У нас не было возможности высказать точку зрения на эти нормы в тот момент. Но сегодня нельзя обойти вниманием как на сами нормы, так и то, как они появились на свет.  Мы сосредоточимся на одной из таких «недоношенных» норм:  о повышении размера компенсационного фонда и увеличении размера разовой выплаты из него по одному случаю причинения убытков.

Законопроект был принят в первом чтении еще в январе 2015 года, но по инициативе ФНС от на стадии второго чтения 15.12.2015 года в нем появились нормы, существенно ухудшающие условия деятельности арбитражных управляющих. Остановимся на двух ключевых моментах.  С 1 января  2017 года изменятся  пункт 2 статьи 25.1 – минимальный размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих (он увеличится с 20 миллионов рублей до 50 миллионов рублей), и пункт 11 статьи 25.1 – максимальный размер компенсационной выплаты увеличится до пятидесяти процентов компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих применительно к одному случаю причинения убытков. В связи с утратой с 01.01.2017 года силы абзаца 2 пункта 11 статьи 25.1 такой выплаты не избежать даже в случае, когда саморегулируемая организация возражала против утверждения арбитражного управляющего, кандидатура которого указана заявителем по делу или выбрана собранием кредиторов.

Поговорим подробнее о первом изменении. Нормами действующего Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов членов саморегулируемой организации, перечисляемых только в денежной форме в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого ее члена. А также, что одним из оснований для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является  обязательное соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией.

Таким образом, при соблюдении других положений действующего закона для достижения предлагаемого размера компенсационного фонда пятьдесят миллионов рублей минимальный размер членского взноса членов саморегулируемой организации должен быть увеличен до пятисот тысяч рублей, либо численность членов саморегулируемой организации должна составлять тысячу арбитражных управляющих.

Другими словами, предлагаемые изменения существенно понизят эффективность контроля и управляемость саморегулируемой организации в связи с увеличением количества членов. Кроме этого, изменения фактически создадут необоснованный имущественный ценз для вступления в общественную организацию, который будет особенно несправедливым по отношению к жителям российских регионов.

Следует учитывать и регулирование аналогичных сфер обеспечения имущественной ответственности. Так, установленный Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего страхование аналогичных рисков ответственности, установленный в размере 120 миллионов рублей, на общества взаимного страхования не распространяется. А установленный Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

В первую очередь ответственность арбитражного управляющего  обеспечивается страхованием его ответственности за нанесение ущерба в деле о банкротстве. Так, Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» уже предусмотрено право саморегулируемых организаций повышать требование к размеру страховой суммы арбитражного управляющего в зависимости от специфики и размера предприятия – банкрота, а также увеличивать минимальный размер годового обязательного страхования арбитражного управляющего, составляющего в настоящее время 3 млн. руб.

Считаем целесообразным, вместо повышения требований к минимальному размеру компенсационного фонда саморегулируемых организаций, закрепить конкретные требования к повышению ответственности арбитражного управляющего в специальном Федеральном стандарте, чтобы реально обеспечить цель повышения ответственности арбитражных управляющих в деле о банкротстве, установив минимальный  размер страхования ответственности арбитражных управляющих не менее 10 миллионов рублей.

С введением предлагаемых изменений и без того существующая проблема поиска кандидатур для ведения дел о банкротстве граждан станет еще более острой, поскольку размер установленного законом вознаграждения финансового управляющего в 10 тысяч рублей за всю процедуру явно несоразмерен увеличивающимся издержкам на право заниматься деятельностью арбитражного управляющего. Более того, по нашим оценкам, существенная часть саморегулируемых организаций арбитражных управляющих может прекратить свою деятельность, и, в связи с этим, основная масса арбитражных управляющих вынуждена будет изыскивать средства для вступления в немногие оставшиеся саморегулируемые организации, а до тех пор просто не сможет работать. Что в свою очередь не позволит обеспечить ведение дел о банкротстве, особенно с учетом нового направления — процедур банкротства физических лиц,  и исполнять обязанности в уже ведущихся делах о банкротстве.

Что касается второго момента — увеличения размера компенсационной выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих до 50% от размера компенсационного  фонда применительно к одному случаю причинения убытков, то это изменение может поставить под угрозу возможность даже частичного удовлетворения нарушенных действиями арбитражных управляющих интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, особенно если учесть минимальную численность саморегулируемой организации как с точки зрения прямого ограничения закона (не менее 100 членов), так и с точки зрения увеличения рисков и размера выплат по одному случаю.

Для сравнения, согласно п. 3 ч. 4 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» максимальная сумма займа, предоставляемого одному члену кредитного кооператива (пайщику), должна составлять не более 10 процентов (не более 20 процентов — для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) общей суммы задолженности по займам, выданным кредитным кооперативом на момент принятия решения о предоставлении займа.

Нам представляется маловероятной отмена указанной новеллы. Поэтому мы просим коллег высказать свое мнение о тех мерах и нормотворческих инициативах (помимо очевидной идеи отложить введение этой нормы на несколько лет), которые помогут арбитражным управляющим остаться в профессии после введения нормы о увеличении размера компенсационного фонда и сохранить стабильность института банкротства.

Закон.ру

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика