АСВ предлагает Центробанку поделить полномочия в санации банков

АСВАгентство по страхованию вкладов приготовило ответ на законопроект Центробанка, согласно которому регулятор берет целиком на себя оздоровление банков. АСВ хотело бы сохранить за собой роль санатора, но в ином виде, следует из документа, подготовленного агентством к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, которое должно пройти на этой неделе с участием представителей АСВ, Минфина, ЦБ и Минэкономразвития (тема встречи — тот самый законопроект ЦБ). С документом АСВ ознакомилась газета «Ведомости»; его содержание подтвердил федеральный чиновник, участвующий в обсуждении.

Банк России готовится изменить подходы к санации кредитных организаций и уже осенью 2016 года внесет в Госдуму законопроект с соответствующими поправками, сообщила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Газета, ознакомившаяся и с законопроектом ЦБ, напоминает, что, согласно ему, санациями фактически будет заниматься сам регулятор, а АСВ от этого процесса отстраняется. Регулятор создаст подконтрольный фонд и управляющую компанию, которая, получив акции санируемых банков, будет создавать паевые инвестиционные фонды, а паи продаст Центробанку. Если фонд приобретет не менее 50% в капитале санируемого банка, полномочия правления перейдут к УК. Завершив санацию, фонд будет продавать банки, в том числе в убыток.

Прямое вложение в уставный капитал единовременно создаст значительные убытки. АСВ считает, что на каждый рубль, вложенный в капитал санируемого банка, ЦБ при его продаже будет терять 20—40 копеек, говорится в документе агентства. Иначе регулятору придется долго управлять этим банком, развивать его и постоянно докапитализировать, что нарушит принцип независимости при принятии решений. Возникает и конфликт интересов. ЦБ будет в одном лице совмещать функции регулятора, органа банковского надзора и санатора, это в корне нарушает мировую практику, полагает АСВ. Кроме того, ЦБ фактически создаст госбанк на базе банков, требующих дополнительных вложений в развитие.

АСВ предлагает скорректировать предложенный ЦБ вариант: разделить полномочия. Регулятор создаст фонд и будет выступать его финансовым донором, а агентство учредит управляющую компанию. Фонд может быть создан без образования юридического лица и стать собственностью ЦБ, однако тогда регулятор будет титульным собственником акций санируемых банков, а это затруднит независимое от регулятора управление ими. Кроме того, по некоторым обязательствам таких банков ЦБ будет нести субсидиарную ответственность. Если же фонд будет создан как юридическое лицо и будет собственником его имущества, то все функции управления станет выполнять управляющая компания, а у фонда не будет никаких работников. Этот вариант устраняет все недостатки, резюмирует АСВ.

У управляющей компании будет наблюдательный совет, во многом похожий на тот, что есть сейчас у АСВ, предлагает агентство: представители ЦБ (большинство), АСВ и Минфина. Это позволит избежать риска конфликта интересов, полагает госкорпорация. У АСВ есть кадровая и технологичная база, накопленный опыт в санациях.

Кроме того, считает АСВ, возможно финансирование фонда не только за счет средств ЦБ, но и за счет взносов банков — как регулярных и не привязанных к конкретной ситуации, так и собираемых после конкретной санации. Такова практика в ЕС: фонд регулирования несостоятельности финансируется из календарных взносов финансовых организаций, экстраординарных сборов постфактум и заимствований на рынке, указывает АСВ.

Передачу активов и обязательств рухнувших банков АСВ предлагает проводить и вовсе по старому порядку, то есть оставить этот процесс в его собственном ведении. Оставить без изменений агентство предлагает и процедуры, которые оно проводит вместе с ЦБ: финансовый анализ, подготовку плана участия, исполнение функций временной администрации.

Если хотя бы отчасти будет разбита в вопросе санаций будущая монополия ЦБ, будет хорошо, считает один из участников обсуждения законопроекта. АСВ стремится сохранить позиции, хотя с точки зрения управления процессом нельзя сказать, что предлагается ровно то же, что есть сейчас, говорит чиновник, участвующий в обсуждении.

В мире есть и другие практики, констатирует агентство. В практике американской Корпорации по страхованию вкладов в большинстве случае предлагается передача застрахованных обязательств, тогда недостаток работающих активов можно компенсировать из фонда обязательного страхования вкладов, пишет АСВ. Можно, считает агентство, ввести страхование юридических лиц на 1,4 млн рублей, это позволит избежать цепных реакций банкротств. Иногда можно было бы передавать все обязательства и активы, а недостаток покрывать за счет bail-in (уменьшения обязательств).

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика