Российским бизнесменам становится все опаснее держать капиталы на заграничных счетах

Big-Ben_2Это касается очень богатых и, по идее, раз такие богатые, то и очень умных людей. Но, тем не менее, у некоторых из них сохраняется какое-то почти детское представление о западном мире. Как о мире, где существует абсолютное торжество демократии, справедливости и священного права частной собственности. И если вы положили деньги в банк, никто никогда эти ваши деньги не отнимет. Это как закон природы, как всемирное тяготение. Очень наивно. Демократия и право частной собственности, это для своих, и то не для всех. А чужих, если захотят, до трусов разденут. И будут рассказывать, что это и есть справедливость. Просто так устроен мир.

Справедливости ради, надо вспомнить выражение «хватить кошмарить бизнес». Его использует Владимир Путин, когда призывает остановить немотивированные, а иногда и незаконные наезды на российских предпринимателей со стороны правоохранителей. Есть такая проблема. И бизнес этим объясняет, почему он выводит деньги за границу – там безопаснее. Но выходит, что нет – не безопаснее. Свою страну надо обустраивать.

Говорят, для капитала нет границ, капитал не имеет отечества. Это неправда. Когда в 2008 году грянул мировой кризис, очень многие компании, не российские, иностранные компании, даже самые крупные, мировые гиганты, оказались в трудном положении, некоторым грозило банкротство, и они бросились искать помощи у государства, у своего государства. Оказалось, что все они знают, в какое правительство надо обращаться за помощью, где их отечество.

Фешенебельные районы Найтсбридж, Мейфер – самый центр Лондона. Здесь легко наткнутся не только на неторопливую русскую речь, но и на дорогие рестораны и магазины, принадлежащие русским миллиардерам. У метро вам вручат популярную газету, которой владеют русские. И уже лет 15 как площадь Белгравия местными зовется Красной площадью. Уж слишком много в окрестностях особняков, принадлежащих богатым русским. Они облюбовали Лондон еще с конца 1990-х. И, конечно, объявленную в России в 2015 году амнистию капиталов восприняли равнодушно.

«Начиная с 2014 года, тучи сгущалась с каждым годом. Что вы думаете? Конечно, кто-то послушал президента, но вернулись, говоря по-простому, жалкие копейки, основная часть капиталов осталась на Западе, тех капиталов, которые замораживаются», – сказал экономист Никита Кричевский.

Было время, когда местные власти не сильно интересовали источники привезенных сюда капиталов. Но это время вроде бы подходит к концу. Когда владельцу футбольного клуба «Челси», миллиардеру и крупному инвестору в британскую экономику Роману Абрамовичу отказали во въездной британской визе, многие поняли – все серьезно.

«Естественно, что не все инвесторы иностранные это какие-то жулики и бандиты, которые приезжают отмывать деньги, но важным моментом было то, что британские власти всегда так смотрели сквозь пальцы на всякие нарушения со стороны богатых иностранцев, поэтому сейчас это полная неожиданность. Такие шаги, как объявление проверки на благонадежность капиталов вкладчиков», – отметил политолог Александр Некрасов.

Принятый закон о криминальных финансах, хотя и не направлен конкретно против живущих здесь русских, но его появление странным образом совпало с обострением антироссийской истерии в Великобритании. И теперь многие здесь потеряли сон.

Ведь даже Times сообщила – в списке из более чем 130 иностранных бизнесменов, попавших под расследование, в основном выходцы из России.

«Это яркий пример двойных стандартов и преследования деловых людей из одной конкретной страны. Почему не Саудовская Аравия, Эмираты или Катар – страны, полностью пронизанные коррупцией? Все знают, что ими правят клептократии и их бизнесмены инвестируют в Великобританию десятки миллиардов долларов. Так что это лицемерие высшего порядка», – считает заместитель директора Института экономических связей Ричард Веллингс.

Иллюзии об острове мечты с его римским правом и неприкосновенностью частной собственности как-то сами собой стали растворятся. Мол, мы вон какие, респектабельные, а нас делают разменной монетой в нехитрой политической игре.

«Безусловно, в первую очередь, речь идет о геополитике, о том, чтобы создать недовольство Владимиром Путиным. Чтобы крупный бизнес оказывал давление на власть для того, чтобы президент и его окружение были более покладистыми во взаимоотношениях с западными лидерами», – отметил экономист Никита Кричевский.

Вряд ли кому придет в голову назвать это совпадением. В мае на Кипре, любимом оффшоре российского бизнеса, побывали представители Минфина США. Сразу после этого кипрские финансовые власти начали усиленные проверки банковских счетов россиян на предмет происхождения денег. Или просто предлагают русским закрывать счета.

«Вот с чем мы столкнулись в процессе сопровождения по открытию счета. Банк Кипра сказал следующее, что мы счет не откроем, потому что вы непосредственно не ведете деятельности на территории Кипра», – поделилась Яна Семеняка.

Проще говоря: теперь открыть счет на Кипре, для прокачки через него деньги, невозможно. А еще проще – Кипр, как оффшор для российского бизнеса, перестает существовать. В марте подобное началось в Латвии. Три года назад, встречаясь с российским бизнесом, Путин явно что-то знал.

«Ситуация такая, я бы сказал, несколько тревожная информация из некоторых стран, что у нас складывается впечатление, что могут быть предприняты попытки воспрепятствовать возврату капиталов в Россию. А это может быть связано с ограничениями использования этих капиталов, которые находятся в иностранных юрисдикциях. Просто имейте это в виду», – подчеркнул тогда президент.

Тогда эти слова многие пропустили мимо ушей. И вот сегодня, не у всех, конечно, но начались проблемы. Так что возвращение в Россию со всем, что нажито непосильным трудом, может быть, и не выглядит столь фантастично.

«Там привычно, там комфортно, там вроде бы много лет никаких проблем не возникало. Если не там и не в Россию, то куда? В другие места? Более рискованно, более дорого. Вот и получилось, так, что могут пострадать от того, что действительно не прислушались к тем словам», – отметил доктор экономических наук, директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Российскому бизнесу в Европе все труднее. Банки Швейцарии, прежде славившиеся своей надежностью, по информации издания Forbs, заблокировали на счетах компании «Ренова», около миллиарда швейцарских франков. Так, на всякий случай, ведь ее владелец миллиардер Виктор Вексельберг в санкционном списке США. Подорвана даже вера в сам Стокгольмский арбитраж. Столп законности для бизнеса в Европе. Впервые за свою историю он вынес политическое решение. По делу о нарушении Украиной соглашения с «Газпромом», разрешил ей не платить неустойку просто потому, что это бедная страна. А «Газпром» за ответные меры, в разрез с этим же соглашением, обязал неустойку выплачивать – больше двух с половиной миллиардов долларов.

«Ну, это очевидное пренебрежение сутью дела, и принятие разных логик, и, соответственно, мне кажется, арбитры в данном случае очень сильно подорвали репутацию суда», – сказал заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Газпром», естественно, подал апелляцию. Серьезные эксперты утверждают, что часть текста решения арбитража, вообще написана не судьями. А пока ее рассматривают, голландский суд во исполнение стокгольмского вердикта арестовал имущество дочерних компаний «Газпрома» в Нидерландах по требованию Киева. В том числе активы управляющей компании «Южного потока». Киев грозится арестовать и активы управляющих компаний «Северный поток–2», чтобы парализовать начало его строительства. Это, конечно, вряд ли выйдет. Но за этой историей, по мнению экспертов, явно торчат уши Вашингтона – главного противника проекта «Северный поток–2», не оставляющего планов поставлять в Европу свой гораздо более дорогой сжиженный газ. Словом, нынешнее давление на российский бизнес за рубежом, как говориться – два в одном. Попытка политического давления на Москву, а заодно устранение конкурентов под шумок антироссийской истерии.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика