Челябинский министр финансов — о том, сколько область потратила на ШОС и БРИКС и зачем занимает ₽11 млрд

Челябинский министр финансов — о том, сколько область потратила на ШОС и БРИКС и зачем занимает ₽11 млрд
Наиль Фаттахов / Znak.com
Челябинская область впервые за последние годы готовится взять в долг. Речь идет о привлечении 11 млрд рублей, которые нужны на исполнение нацпроектов и выполнение предвыборных обещаний Алексея Текслера. Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын рассказал Znak.com, по какой схеме область планирует привлекать средства, сколько регион потратил на подготовку к саммитам ШОС и БРИКС, а также когда Челябинск расплатится с миллиардным долгом.

— Что изменилось в финансовой политике за последний год? Произошли ли какие-то изменения, если так можно выразиться, на философском уровне?

— Самое главное изменение — это дефицит бюджета в 22 млрд рублей. До этого бюджеты формировались с меньшим дефицитом. В этом году половину планируется покрыть за счет остатков, остальное — за счет привлечения кредитов. В прошлом году тоже был запланирован дефицит, но по факту мы заканчивали год без займов.

Сейчас перед регионом стоят амбициозные задачи: нужно выполнять указы президента, национальные проекты плюс социальные инициативы губернатора. 

Большие ассигнования направлены на различные цели, и мы оцениваем ситуацию так, что в декабре, возможно, придется прибегнуть к заимствованиям. Это реальные перспективы. Но губернатор пошел на это осознанно, увеличив финансирование по многим направлениям, проблемы которых требовали срочного решения.

Еще один тренд — дополнительные усилия по укреплению финансовой дисциплины. Появились новые регламенты, более четкими и понятными стали процессы. Подход к деньгам должен быть ответственным. В первую очередь это касается муниципалитетов. Руководителям территорий не стоит думать, что дополнительные деньги откуда-то свалятся, нужно выстраивать приоритеты. Появилась острая необходимость — надо менять приоритеты и решать более насущные задачи.

Наиль Фаттахов / Znak.com

— Сейчас понятно, кто может выдать кредит региону?

— Если будет решение по поводу кредита, то объявим конкурс среди банков. Кто предложит наименьшую ставку, тот и выиграет. Есть и второй вариант, который мы рассматриваем, — это выпуск облигаций. Это рабочий инструмент, но пока мы к нему не прибегали, так как есть ряд моментов, которые нам были невыгодны. Пока интуиция нас не подводила, хотя регионы активно подталкивают к такой форме заимствования. Даже президент говорил о том, что такая возможность есть. Но пока не было момента, чтобы нам было выгодно.

Власти Челябинской области могут привлечь в кредит до ₽11 млрд

Многие регионы, кто выбрал этот инструмент, сейчас сидят с большими ставками, плюс нет возможности досрочного погашения. Вот они сидят и выплачивают. Но мы ждем, что ситуация изменится в течение года. Федеральное казначейство намерено размещать свои свободные средства в банках только под залог, в том числе под залог облигаций регионов и муниципалитетов. Это значит, что банки будут скупать эти облигации. Тогда доходность будет низкой и нам относительно дешево обойдется привлечение таких средств. Мы ждем, что изменится ситуация на рынке. Пока готовимся, следим за ситуацией.

У нас есть опыт, когда все было наоборот. В 2014 году мы провели конкурс на открытие кредитных линий. Потом ключевая ставка резко выросла, а вместе с ней выросли ставки на кредиты и депозиты. И мы взяли у банка кредиты еще по тем отыгранным низким ставкам и стали эти деньги размещать на более доходном депозите у того же банка. По закону он не мог отказать, хотя пытался. Мы еще и заработали на этом. Так что все инструменты имеем в виду, следим за рынком.

— Если дойдет до выпуска облигаций, то кто сможет этим воспользоваться — физлица или профессиональные игроки?

— У нас расчет только на юридические лица. В стране есть опыт привлечения средств от населения. Однако это больше политика: вы принесли нам деньги, а мы на них дорогу построили. Но это сложнее администрировать, нужны большие затраты. Мы предполагаем, что будет два-три крупных покупателя. В стране есть игроки, которые готовы купить такие крупные пакеты. Будем готовиться именно к этому. Повторюсь: согласно кассовому плану деньги могут понадобиться в декабре, поэтому точка отсечения — конец лета. Если потребность сохранится и будет благоприятная ситуация на рынке, то процедура выпуска облигаций начнется в августе — сентябре. Если будет решение о займе — то в октябре.

Наиль Фаттахов / Znak.com

— Некоторое время назад областные власти очень трепетно относились к кредитному рейтингу региона. В последнее время эта тема широко не обсуждается, но все-таки работа по оценке области продолжается.

— Да, мы не прекращали рейтинговаться. Сейчас наш рейтинг на уровне странового. Этого нигде не напишут, но в аналитических материалах отмечается, что федеральный рейтинг нас сдерживает, так как у нас не может быть оценка выше, чем у страны. Это намек на то, что мы можем иметь более высокий рейтинг.

Агентство Fitch повысило кредитный рейтинг Челябинской области

У нас есть оценки международного агентства Fitch Ratings и национального АКРА. Мы ими дорожим и продолжаем эту работу. Например, в прошлом году мы понимали, что займов не будет, но все равно рейтинговались. И сейчас считаем важным, чтобы было наблюдение на протяжении длительного периода. Чтобы не возникли сомнения в нашей надежности и кредитоспособности, как если бы мы обратились за оценкой только накануне привлечения кредита. Регулярное получение рейтинга влияет на условия, по которым мы берем кредит, и упрощает процессы по выпуску облигаций. Если история рейтингования долгая, то вопросов со стороны партнеров к нам не будет.

При присвоении рейтинга оценивается все: экономика, как она себя ведет, оценивается уровень диверсификации, бюджет и бюджетная политика. В частности, какие берутся прогнозы за основу при разработке бюджета. Мы, например, не гонимся за тем, чтобы упаковать все желания в один бюджет. Обычно для этого бюджет раздувают и берут за основу оптимистичный прогноз социально-экономического развития. На его основе можно формировать большой бюджет, закладывать бОльшие расходы.

Мы всегда брали базовый вариант, а в прошлом году взяли оптимистичный прогноз, хотя налоговые доходы бюджета сокращались. Решились осознанно. Как раз для того, чтобы упаковать расходы к саммитам. Нужно было запланировать ассигнования, начать работу по ним, а затем получить федеральные деньги. Собственно так и произошло, поэтому занимать в итоге не пришлось. Этой тонкости никто даже не заметил.

Мы брали оптимистичный прогноз, понимая, что экономика так работать не будет, но, чтобы запустить все процессы, нужно было заложить именно такие параметры бюджета. После мы объяснили свое решение экспертам рейтинговых агентств. И нас оценили правильно, увидели, что это был именно тактический шаг. В этом году мы вернулись к базовому прогнозу.

Наиль Фаттахов / Znak.com

— Сколько область потратила на подготовку к саммитам ШОС и БРИКС?

— У нас была введена отдельная классификация для отслеживания этих средств. Поэтому точно можно сказать, что за два года потрачено почти 14 млрд рублей, четыре из них — федеральные средства. В основном финансировали дорожное хозяйство, здравоохранение (обновление медицинского оборудования, парка машин скорой помощи), охрану окружающей среды, рекультивацию свалки. Считается, что это деньги на подготовку к саммитам. Но мы понимаем, что эти вложения касаются всех жителей, это задачи двойного назначения. Ничего такого, что потрачено на саммиты, не пропало, все это пригодится для жизни горожан.

В 2020 году также будут траты на подготовку к мероприятиям саммитов, но пока в бюджетной росписи этих данных нет. Идет работа во главе с министерством экономического развития, формируется сводный перечень затрат к саммитам, и в ближайшее время эта сумма будет определена.

Отмечу, что опыт администрирования средств, который мы получили за эти два года, сейчас пригождается нам в работе по нацпроектам. В еженедельном режиме информация предоставляется губернатору. Национальные проекты оцифрованы и видны в режиме реального времени. Год только начался, но уже идет анализ лимитов. Лимит — это готовность принять на себя обязательства. Лимит выдается, и только после этого составляется план-график закупок. Это говорит о конкретном планировании расходов. Мы не просто открываем лимиты министерствам и ведомствам. Мы смотрим, составлен план график или нет, выходят на закупки или нет. Не в конце года понимаем, освоены ли средства, а еженедельно видим динамику. Лимиты не прОсите, значит, не готовы использовать. Тогда спрашиваем — почему? И сразу идут изменения, деньги можно оперативно перевести на иные задачи.

— Как изменился объем федеральных средств, которые получает область?

— В 2019 году в регион поступило на 32% больше федеральных денег, чем годом ранее. Это значительный прирост. На дорожную деятельность выделено в 3,5 раза больше, такой же рост на поддержку образования. На начало этого года, если сравнивать с 2019-м, объем федеральных средств вырос на 7%. Например, здравоохранение финансируется в 1,8 раза больше. На свалку большие деньги выделены — 2 млрд рублей. Но это не окончательные цифры.

Наиль Фаттахов / Znak.com

Сейчас уделяется больше внимания привлечению федеральных средств. Это целый комплекс работы, и надо быть в гуще процесса. Здесь много нюансов. Есть представление, что надо просто прийти к начальнику и попросить денег. Если тебя хорошо знают, то больше дадут. Но дело далеко не в этом. 

Все средства распределяются по методикам. Просто прийти и попросить нельзя. Есть масса параметров, которым нужно соответствовать.

Второй момент: иногда уже в начале года понятно, что некоторые регионы не могут израсходовать средства. Они понимают, что какие-то проекты не выполняют и возвращают деньги в федеральный бюджет. И тут надо быть рядом, чтобы подобрать эти средства. Плюс важно, чтобы текущая деятельность была в порядке. Если у тебя есть неосвоенные средства, тебе никто ничего не даст. А если ты все уже сделал, то есть основания для выделения дополнительных средств. Это сложный процесс, нужно постоянно держать руку на пульсе.

— Прошедший год был выборным, губернатор дал много обещаний. Практически в каждом муниципалитете был такой пакет задач, которые область обещала решить. Как с этим справится бюджет?

— Именно для этого и запланирован дефицит. Для того чтобы решить многолетние проблемы в территориях. Так, в этом году муниципалитеты получат из областного бюджета на 50% больше на дорожное строительство, на газификацию, водоснабжение. По программе «Чистая вода» — на 25%, на спорт — в три раза больше. Все это как раз сформировано в связи с задачами, которые были поставлены за лето.

— При этом муниципалитеты — не самые эффективные администраторы средств. Что делать с долгами территорий?

— Мы давно выстроили механизм, который позволяет контролировать рост долгов муниципалитетов. Территории, рассчитывающие на финансовую помощь области, должны согласовывать с нами привлечение коммерческих кредитов. В последние годы на накопление долга мы никому, кроме Челябинска, разрешения не давали.

Что касается областного центра, то мы подготовили предложение на имя губернатора, чтобы он поручил нам совместно с городом проработать меры по снижению долга. 

У Челябинска есть коммерческий кредит в 1 млрд рублей. Сейчас, в свете того что область забирает у Челябинска полномочия в сфере транспорта, у города исчезают затраты на 600 млн, которые ложатся на область. Эту ситуацию надо использовать для того, чтобы уменьшать долг.

Что касается других территорий, то надо сказать прямо. Когда говорят «долги муниципалитетов за энергоресурсы», на самом деле это далеко не всегда долги именно муниципалитетов. У них как у публично-правовых образований таких долгов практически нет. Есть долги у тех, кто снабжает население, потребителей. Другое дело, что муниципальная власть ответственна за все. И кто бы что бы ни был должен, страдают люди. Речь именно об этом.

Наиль Фаттахов / Znak.com

При этом МУПов там все меньше и меньше, в принципе готовятся к ликвидации унитарных предприятий как класса. Нюанс в другом. Местные власти несут субсидиарную ответственность не автоматически, а только при определенных условиях. И мы периодически обращаем внимание, когда вдруг наступает такая ответственность, что, по нашему мнению, это результат халатности или превышения должностных полномочий отдельных лиц. Потому что действия, которые привели к субсидиарной ответственности, были очевидны и понятны. И вопрос в том, почему надо было это допускать, чтобы долг лег на муниципалитет. Но сказать, что эта проблема приведет какому-то коллапсу, нельзя. Этого не допустят.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Читайте, где удобно

Интернет-газета ZNAK.COM

© Информационное агентство «Znak»

Шеф-редактор Колезев Д.Е., kolezev@gmail.com
Учредитель: Панова О.Р.

Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Для лиц старше 18 лет.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика