Мораторий на банкротство: поможет ли эта мера спасти российскую экономику?

Поправки помогут бизнесу, если их соотнесут с исполнительным производством и помогут реструктуризировать долги

банкротство

Еще недавно в обществе «гремел» скандальный законопроект по изменениям закона «О банкротстве» № 127-ФЗ, внесенный на обсуждение без участия арбитражных управляющих Министерством экономического развития РФ. Однако ведомство, начавшее законотворчество, решило снова дополнить закон, регулирующий отношения в сфере несостоятельности, еще одной новой статьей. 20 марта на Федеральном портале проектов нормативных актов появился законопроект, предусматривающий введение моратория на подачу исков о банкротстве.

Суть законопроекта

Закон № 127-ФЗ планируется дополнить ст. 9.1 «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве». Согласно ей, в исключительных случаях, чтобы обеспечить стабильность экономической ситуации в России, контрагентам запретят подавать иски о несостоятельности в суд. В числе исключительных случаев:

  • чрезвычайные ситуации техногенного характера;
  • чрезвычайные ситуации природного характера;
  • существенное изменение курса рубля.

Список не является исчерпывающим, закон разрешает назначать мораторий и в других случаях, которые Правительство РФ посчитает угрожающими стабильности экономической ситуации в стране. Ограничение будет действовать не более 6 месяцев и коснется только некоторых категорий юридических лиц и граждан. Каких именно, в законопроекте не уточняется: Минэкономразвития РФ считает, что их перечень или требования к должникам будут также определены Правительством.

На время действия моратория будет приостановлено течение сроков. В частности, будет «заморожен» срок на право обращения в арбитражный суд работника (или бывшего сотрудника), самого должника или его кредитора не менее, чем за 15 дней после публикации сведений о намерении подать иск о несостоятельности в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ) (ч. 2.1 ст. 7 Закона). Приостанавливается течение срока для должника, обязанного подать заявление в течение 1 месяца после того, как он обнаружит у себя объективные признаки несостоятельности (ч. 2 ст. 9 Закона). 10-дневный срок подачи банкротного иска перестает течь и для ликвидационной комиссии, которая обнаружила, что не в состоянии расплатиться с контрагентами или государственными органами (ч. 3 ст. 9 Закона). Аналогично приостанавливается и 10-дневный срок для собственников предприятия или ответственных лиц, обладающих правом созыва собрания акционеров, подавать иски, если руководитель организации этого не сделал (ч. 3.1 ст. 9 Закона). Также будет «заморожен» месячный срок подачи иска о банкротстве гражданина (ч. 1 ст. 213.4 Закона).

После того, как мораторий будет снят, будут действовать ограничения на ближайшие 3 месяца. Например, заинтересованными лицами в деле о банкротстве будут считаться граждане, трудившиеся в компании в течение 1 года до даты вступления правительственных ограничений. Аналогично арбитражным управляющим разрешат оспаривать подозрительные и предпочтительные сделки, исходя из срока деятельности компании до даты назначения моратория. Размер денежных обязательств должника также не растет во время действия ограничения на возбуждение банкротных производств. Однако мораторий не помешает сторонам заключить мировое соглашение, но только в случае, если кредитор даст письменное согласие на это.

Поправки помешают конкурентам захватить слабые предприятия

Олег Богданов, ведущий аналитик QBF, назвал инициативу правительства РФ абсолютно правильной.«В условиях эпидемии, изоляции, когда средний и малый бизнес несет существенные потери, мораторий на процедуру банкротства просто необходим. Дело в том, что нельзя исключать, что трудным периодом для бизнеса могут воспользоваться конкуренты, кредиторы, которые захотят или поглотить компанию, или ее ликвидировать», – выразил мнение эксперт.

Олег Богданов считает, что срок моратория должен быть не менее 10 месяцев (а не полгода, как сейчас предлагает Минэкономразвития РФ). Нужно учитывать, что для выхода на полную мощность бизнесу может потребоваться больше времени, чем сроки карантина, изоляции. С другой стороны, для кредиторов должны быть предусмотрены схемы по компенсации неплатежей во время моратория. Для этого нужна специальная правительственная программа или спецмеханизм Банка России.

Банкротство остановят, а исполнительное производство – нет?

Наталья Коцюба, омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), председатель совета Национального союза профессионалов антикризисного управления, считает, что инициатива Минэкономразвития РФ вряд ли окажет существенного влияния на процедуру банкротства. Например, подав иск весной, суд может назначить заседание только на лето, а потому у бизнеса уже и так появляется «бюрократическая отсрочка». Вдобавок, связать руки всем кредиторам не получится, и Правительству РФ придется критично отнестись к выбору отраслей, в отношении которых должно действовать ограничение на подачу исков о несостоятельности.

Еще одна проблема: мораторий только на банкротное производство, не затрагивая исполнительное. В случае, если исполнительное производство будет продолжать работать, то кредиторы при участии судебных приставов смогут арестовать имущество и банковские счета должника, лишив его средств к продолжению хозяйственной деятельности. 

Здесь также может случиться неравноправие: кредитор, первым инициировавший исполнительное производство и начавший работать по нему, получит удовлетворение за счет большей части имущества должника. 

Остальные взыскатели получат или намного меньше, или останутся ни с чем. Процедура банкротства позволяет справедливо распределять активы должника между кредиторами, когда возмещение все получают на равных условиях, если они входят в число взыскателей одной очереди.

Мораторий дает лишь отсрочку платежей

Максим Доценко, председатель экспертного совета Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих, считает, что в целом законопроект полезен, хотя и направлен больше не на устранение причин неплатежеспособности, а лишь на предоставление отсрочки по платежам. При этом никто не говорит о том, откуда по истечению срока моратория бизнес сможет взять деньги, не ставится вопрос о возможности уменьшения сумм задолженности или упрощенного порядка их списания, что гораздо продуктивнее способствовало бы развитию предпринимательства в сложившейся обстановке.

Инициатива в первую очередь коснется авиаперевозчиков и туристических компаний

Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России», указывает на то, что в перспективе введение моратория поможет обеспечить стабильность бизнес-сферы в условиях ослабления российской экономики. В частности, когда наблюдается падение нефтяных котировок, курс рубля теряет позиции в паре с евро и долларом, а также происходят чрезвычайные ситуации. Все это можно наблюдать в 2020 году.«Мораторий удержит компании от скоропалительных действий и даст шанс восстановить бизнес при поддержке государства. Планируется ввести полугодовое ограничение: в этот период арбитражные суды не будут принимать иски о банкротстве, а если процедура не была завершена по действующим делам, производство будет приостановлено на период действия запрета. В первую очередь, инициатива касается сфер туризма и авиаперевозок, наиболее пострадавших от коронавируса и закрытия границ», – рассуждает Павел Сигал.

Предпринимателям предлагается не отказываться от бизнеса и не оставлять сотни бывших сотрудников без работы, а мобилизовать ресурсы и найти выходы из сложившейся ситуации. Они смогут использовать налоговые каникулы, применять новые способы поиска клиентов. Более того, банкротство – длительный бизнес-процесс, который требует инвестиций времени и средств. Пока ведется процесс, и в течение года после исключения несостоятельной компании из реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) ее участники и бывший руководитель не могут выступать учредителями и начать работу над новым бизнесом.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика