Апрель стал нерабочим. Как это скажется на отпусках и что, если к отпуску принуждают?

Нерабочий апрель не должен всерьез поломать ранее утвержденный график отпусков, если, конечно, руководство предприятия старается придерживаться норм трудового законодательства. Но это не значит, что работодатель не вправе предложить сотруднику повременить с отдыхом, обосновав это критической важностью для предприятия. Какие на этот случай предусмотрены оговорки и чем по закону может ответить работник на принуждение уйти в неоплачиваемый отпуск, рассказали юристы и профессиональные трудовые медиаторы.

Апрель стал нерабочим
Яромир Романов / Znak.com

Как дается отпуск обычно?

Тему ежегодных оплачиваемых отпусков регулирует статья 123 Трудового кодекса РФ. Она устанавливает, что в отпуск сотрудники должны уходить, как правило, поочередно и в соответствии с графиком, который утверждается работодателем «с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации». В законе даже вполне четко прописано, когда этот график должен быть утвержден: не позднее, чем за две недели до наступления нового календарного года, то есть в декабре. Когда график отпусков утвержден всеми сторонами, он обретает силу локального нормативного акта, а значит, становится обязательным для выполнения и наемными работниками, и самим работодателем.

Трудовой кодекс предписывает соблюдать и другие нормы. Например, не позднее чем за две недели до того, как вы уйдете в очередной оплачиваемый отпуск, работодатель должен под роспись известить вас о датах начала и окончания вашего отдыха. Если работодатель замешкался и пропустил отведенный ему по закону срок (не говоря уже о задержке с выплатой отпускных), теоретически у работника есть право отказаться от ухода в отпуск и настаивать на том, чтобы он был перенесен на другое время, обязательно согласованное с самим сотрудником.

Какие есть еще основания для переноса отпуска?

Закон допускает предоставление отпуска по заявлению работника в удобное для него время. Но для этого должны быть основания. Например, если супруга находится в декрете, то работник вправе сам определять, в какое время ему можно уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск. Причем независимо от времени его непрерывной работы у конкретного работодателя, поясняет Юлия Холодионова, медиатор по трудовым спорам, доцент кафедры Института государства и права Тюменского государственного университета. 

За неделю в России из-за COVID-19 закрылись 57% торговых точек. Наименьшие потери у пивных

Статья 124 ТК РФ предусматривает несколько ситуаций, когда работодатель обязан продлить или перенести отпуск на согласованный с работником срок. К примеру, отпуск придется продлить, если работнику пришлось им пожертвовать ради исполнения неких государственных обязанностей, на время которых трудовое законодательство дает освобождение от работы. Скажем, это вызов на место присяжного заседателя. После того, как с участием присяжных дела стали рассматривать и в районных судах, шансы получить повестку сильно выросли. И работодателям следует быть к этому готовыми тоже.

Отпуск может быть перенесен по инициативе работодателя? 

Может, но, как сказано в той же статье 124, в исключительных случаях. Дословно формулировка такая: «Когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя». 

Руководитель вправе перенести ваш отпуск на следующий год, но перед этим ему все равно необходимо заручиться вашим согласием.

Если согласие получено, в течение следующего года вы должны сходить в отпуск обязательно. Либо взять за оба неиспользованных отпуска соответствующую денежную компенсацию.Яромир Романов / Znak.com

Может ли работодатель сейчас отправить всех в отпуск?

Теоретически — да, если отпуск, во-первых, оплачиваемый. А во-вторых, если все, кого это касается, дали свое согласие на пересмотр графика отпусков, говорит директор ООО «Экспертиза и право» Оксана Шарапова. Вполне вероятно, что какой-то руководитель обратится или уже обратился к своим сотрудникам с подобным предложением: мол, нам все равно в апреле нельзя работать из-за карантинных ограничений, а время по выходе из карантина будет сложным, так что, коллеги, давайте до следующего года без отпусков. И коллеги могут пойти навстречу, в том числе из понимания, что для компании-работодателя наступили непростые времена. 

Другое дело, если вынужденный отпуск никто не собирается оплачивать. И выполнять положение указа президента о нерабочих днях с сохранением зарплаты — тоже. Опять же, теоретически можно привлечь к возникшему спору Государственную инспекцию труда. Пункт 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает штраф для должностного лица (директора) в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей за каждый факт нарушения. Компания как юрлицо может пострадать уже на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. И это — не считая обязательств по выплате работнику сумм, которые он должен был получить при оформлении простоя (статья 157 ТК РФ), а также компенсацию за задержку выплат (статья 236 ТК РФ).

Может работодатель объявить о простое, снизив тем самым зарплату?

Пока нет точного ответа на вопрос, что делать организациям, которые в соответствии с указом президента не работают, но должны сохранить заработную плату, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Бельянский и партнеры» Андрей Бельянский. Поэтому у работодателей, которые приостановили деятельность, есть несколько вариантов. Первый — в точности исполнить положение указа, начислив зарплату за апрель полностью, как будто он был рабочим. Это вполне справедливо в отношении тех, у кого зарплата не зависит от объемов, не является сдельной. Тем более что именно такой порядок разъясняет Минтруд, говорит Бельянский. Но с точки зрения трудового законодательства (статья 72.2 и статья 157 ТК РФ) текущая ситуация полностью соответствует определению простоя (по независящим от сторон трудового договора причинам). 

Поэтому этот период может быть оплачен в размере 2/3 оклада (тарифной ставки) за все время простоя. И именно такой порядок расчета справедлив в полной мере в отношении работников, у кого сдельный порядок оплаты, считает адвокат.

«Так сохраняются права работников, нет противоречий с указом [президента], вполне обоснована нагрузка на предприятия в условиях прекращения деятельности. Прямого запрета на применение этого порядка нет, как нет и прямого указания, как действовать иначе. Поэтому, по нашему мнению, нет препятствий, чтобы им руководствоваться», — полагает Андрей Бельянский.

Не только изоляция, но и отпуск. Коронавирус разогрел рынок аренды дач в России

Президент не оперировал терминами «оклад», «премия» или «тарифная ставка», поручив сохранить именно заработную плату, которая с точки зрения ТК может формироваться разными способами, соглашается Николай Хмелевский из адвокатского бюро LOYS. К тому же, в Трудовом кодексе нет понятия «нерабочие дни» и, соответственно, порядка оплаты труда за такие дни. 

«Работодателю выгоднее выплатить две трети оклада, однако многие оклады близки МРОТ (после недавней корректировки это 12 130 рублей — прим. Znak.com). Соответственно, две трети выплаты окажутся ниже МРОТ, и такая выплата, по всей видимости, будет противоречить указу президента. Таким образом, сохранение заработной платы, предусмотренное указом, стоит трактовать как обязанность работодателя обеспечить работнику не меньше допустимого законом минимума оплаты труда», — заключил Хмелевский. 

Лучше договориться

Юрий Капштык, бизнес-медиатор, директор экспертно-правового центра «Параграф» считает, что в создавшейся непростой обстановке обе стороны трудовых отношений должны действовать аккуратно, со стремлением уладить возникающие разногласия, а не завести ситуацию в тупик. Особенно если речь о коммерческой структуре, чье финансовое положение объективно зависит от состояния рынка. Если по каким-то причинам нет продаж, неоткуда взяться и деньгам, в том числе на обязательства перед наемными работниками. 

«Можно, конечно, атаковать работодателя по всем фронтам, наслать на него все возможные проверки. Но нужно отдавать себе отчет, что суровые санкции могут добить предприятие, и единственное, что останется сделать собственнику — закрыться и объявить о банкротстве, — рассуждает Капштык. — Стоит ли принципиальность тех последствий, к которым она может привести, если потом придется идти на рынок труда, причем, скорее всего, все равно без денег?».

Другое дело, что и со стороны работодателя ситуация требует проявить определенную гибкость. С сотрудниками будет легче договориться об условиях нерабочего апреля, если пообещать, например, что когда все это кончится, до конца года каждый получит хотя бы две недели оплачиваемого отпуска. Или другие бонусы, если восстановление бизнеса даст соответствующие ресурсы.  

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика