ЧП и повышенная готовность: новые полномочия Правительства

Уже много лет действуют законы, согласно которым Президент России вправе ввести в период эпидемии чрезвычайное положение, а Правительство — карантин. Несмотря на это, недавно был принят новый документ, позволяющий Правительству объявлять режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Зачем это нужно, высказались эксперты Право.ru.

ЧП и повышенная готовность: новые полномочия Правительства

Старые механизмы

Чрезвычайное положение вводится на территории всей страны или её части указом Президента при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России (Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»). К таким обстоятельствам относятся в том числе эпидемии, которые могут повлечь человеческие жертвы и нанесение ущерба здоровью людей. При введении чрезвычайного положения финансирование социальных выплат и компенсаций понесшим ущерб гражданам и организациям осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст. 27 закона N 3-ФКЗ).

«Вероятно, отказ от введения режима чрезвычайного положения обусловлен стремлением показать, что ситуация находится под контролем и принятия чрезвычайных мер не требуется, чтоб не создавать излишнюю панику у населения», — считает юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Елена Дмитриева.

Правительство имеет возможность ввести по всей стране ограничительные мероприятия — карантин, если это предписывает главный государственный санитарный врач или его заместители (п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). При введении карантина индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу (ст. 9 закона N 52-ФЗ). «Если в результате введения противоэпидемиологических мер снизились доходы, можно ставить вопрос о возмещения ущерба с государства. Правовым основанием для этого может послужить ст. 15 ГК (общие правила о полном возмещении убытков) и ст. 16.1 ГК (компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления)», — говорит партнер Пепеляев Групп Алексей Коневский.

Почему власти не объявляют ни карантин, ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение? Ответ простой. При их введении государство гарантирует возмещение причинённого гражданам и юридическим лицам вреда

Павел Чиков, глава международной правозащитной группы «Агора» 

Новые полномочия

Во исполнение недавних поручений Президента был принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ, который содержит регулирование достаточно широкого спектра вопросов (госзакупки, права арендаторов, отсрочка в уплате налогов, проверки предпринимателей, техосмотр и другие). Самый важный их них — предоставление Правительству права принимать решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части. Правительство теперь также вправе устанавливать правила поведения граждан в такой обстановке, отложить голосование на выборах и референдумах, объявить мораторий на возбуждение дел о банкротстве на любой срок.

«Конечно, основная задача закона — расширить полномочия Правительства для экстренного реагирования на различные чрезвычайные вызовы современной действительности, в частности, на пандемию коронавируса. Закон прямо отнес распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, к чрезвычайной ситуации. Однако исходя из содержащейся в законе статьи о моратории на возбуждение дел о банкротстве, к его основаниям могут быть отнесены даже изменения курса рубля», — говорит руководитель проектов юркомпании Хренов и партнеры Дмитрий Лобачев.

Прежде всего закон устанавливает ведущую роль Правительства в чрезвычайных ситуациях, делая его центральным органом, принимающим соответствующие решения и координирующим все действия. Это позволит перенести принятие решения ряда вопросов на более оперативный уровень

Дмитрий Лобачев, руководитель проектов юркомпании Хренов и партнеры  

Правительство, а также органы исполнительной власти субъектов получили право устанавливать обязательные для граждан и организаций правила поведения при введении режима чрезвычайной ситуации, а граждане и организации обязаны выполнять их. «Безусловно разумным является политика расширения полномочий и коррелирующей им ответственности глав регионов. В условиях, когда решения нужно принимать здесь и сейчас, глава каждого субъекта должен иметь возможность действовать самостоятельно, понимая, что он может понести ответственность не за сам факт самостоятельного решения, а за его корректность либо некорректность в условиях общей борьбы с вирусом», — считает адвокат, руководитель практики разрешения споров и международного арбитража Art de Lex Артур Зурабян.

Новые проблемы

По мнению Лобачева, основной проблемой закона N 98-ФЗ является отсутствие критериев, ограничивающих полномочия Правительства. По сути, процесс управления и принятия решений в ситуации повышенной готовности или в чрезвычайной ситуации полностью отдается на откуп исполнительным органам власти. Например, не установлено каких-либо критериев по заболеваниям при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Не перечислены ни конкретные права, которые Правительство может ограничивать, ни возможная мера их ограничения. «Возникает серьезный вопрос: насколько легитимна такая передача полномочий без какой-либо конкретизации? Ведь действующая Конституция в ч. 3 ст. 55 предусматривает ограничение прав федеральным законом только той мере, в какой это необходимо», — напоминает Лобачев.

«Закон принят быстро, но при этом он довольно сырой, решения половинчатые и слабо проработаны. Нормативная база под некоторыми карантинными решениями, особенно региональными, вообще отсутствовала на дату их принятия, что свидетельствует либо о слабой подготовке правительственных юристов, либо о пренебрежительном отношении чиновников к нормам права. Такое впечатление, что руководство страны и Правительство живет в своей реальности, далекой от народа», — отмечает управляющий партнер ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Александр Надмитов. 

Источник

Метки:

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика