Как подсчитали в консалтинговой компании JLL, доля вакантных площадей на главных ресторанных улицах Москвы в декабре 2020 года достигла 13,6 %. Годом ранее показатель вакантности равнялся 7,3 %. Эксперты констатируют, что достигнутый в 2020 году уровень свободных площадей — рекордный за последние четыре года.
«Все сетевые операторы сейчас фокусируются на оптимизации своего портфеля. Приоритет отдается удачным локациям, где есть высокий трафик и гибкие условия аренды. Такие помещения всегда найдут своего арендатора. В тоже время есть центральные торговые коридоры, такие как Садовое кольцо, Мясницкая улица, Камергерский, где появляется все больше вакантных помещений. Чаще всего это были изначально неудачные локации для размещения кафе и ресторанов или эти точки не соответствовали концепции заведений общепита. Если говорить о спросе на стрит-ритейл, то крупные ресторанные сети, такие как Novikov Group, Пински Групп, сеть Андрея Делосса, KFC, «Макдональдс» и «Теремок», продолжают смотреть площадки в рамках оптимизации своего портфеля или новых открытий, но отдают предпочтения тем локациям, где арендные ставки снижены», — поясняет руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL Екатерина Подлесных.
«К сожалению, в новогоднюю ночь ни один ресторан работать не будет, ни один ночной клуб работать не будет, но все с пониманием к этому относятся и видят те цифры, которые сейчас есть, реагируют соответственно», — заявил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк в эфире «России 24».
Число закрытий на главных ресторанных улицах столицы резко начало расти во втором квартале 2020 года, когда в Москве ввели массовый локдаун. Уже к третьему кварталу доля вакантных площадей выросла до 12,7 %. В начале четвертного квартала, когда ограничения частично были сняты и общепиту хоть как-то разрешили работать, вакантность площадей росла не так стремительно, увеличившись менее чем на один процентный пункт — до 13,6 %.Чаще всего заведения закрывались на Большой Дмитровке. Если к концу 2019 года здесь совсем не было свободных площадей, то к концу 2020-го их доля достигла 12,5 %. Причем пандемия «подкосила» рестораны совершенно разного сегмента. Так, закрылась закусочная «Воронеж» Александра Раппопорта, бар «Жаровня», а также заведения сети «Му-Му» и «Вареничная».Значительное число закрытий наблюдалось на Покровке и Мясницкой, здесь вакантность площадей достигла 10,8 % и 8,5 % соответственно. Из этих локаций съехали такие кафе и рестораны как Гастробар Grizzly, KFC, Coffee Bean, «Чайхона №1», «Джонджоли». Лучше всего пандемию переживают заведения общепита, расположенные на Патриарших прудах и Кузнецком Мосту. Здесь вакантность площадей за год увеличилась менее чем на 1 %.Растущая вакантность спровоцировала понижение цен на аренду. Сейчас «квадрат» на ресторанной улице Москвы можно снять за 70-160 тыс. руб. в год. Это на 5-10 % дешевле, чем в начале 2020 года. Также у собственников помещений можно «выбить» дополнительный дисконт: в связи с тяжелой экономической ситуацией и риском остаться вовсе без арендаторов, они охотно идут на уступки.По прогнозам экспертов, в первой половине 2021 года доля свободных площадей на ресторанных улицах Москвы продолжит увеличиваться и может достичь 16 %. Руководитель отдела исследований компании JLL в России Владислав Фадеев объясняет, что это связано с ограничениями, введенными властями Москвы на новогодние праздники. Для заведения общепита это время традиционно было «высоким сезоном» — за счет корпоративов, новогодних вечеринок и большого потока туристов. Но в связи с отменой городской праздничной программы и запретом на работу заведений ночью, прибыль ресторанов и кафе заметно сократиться.На восстановление отрасли эксперты осторожно рассчитывают во второй половине 2021 года. Возможно, тогда у рестораторов и владельцев сетей появятся средства на открытие новых точек.С 13 ноября власти Москвы ввели ограничения на работу заведений общественного питания. Полностью запрещена очная работа ресторанов, кафе, баров и караоке с 23:00 до 6:00, разрешена продажа на вынос. Кроме этого, в ресторанах, кафе и барах Москвы появилась система регистрации посетителей с помощью QR-кодов.Ранее ДОЛГ.РФ уже рассказывал о состоянии всего российского общепита во время пандемии.