Как изменился рынок и какие варианты предлагают юристы – от внесудебных процедур до медиации
Обязательная уплата госпошлины за подачу отдельных исков и заявлений в рамках банкротных дел была введена в мае 2024 г. С 9 сентября 2024 г. госпошлину за заявления по делам о банкротстве нужно платить в повышенном размере.
При этом сам механизм банкротства продолжает оставаться востребованным инструментом в урегулировании конфликтов между компаниями. Его по-прежнему используют как способ усиления политики переговорных процессов и давления на должников.
Какие варианты, альтернативные этому механизму, предлагают юридические фирмы? В первую очередь, внесудебное банкротство. Эта услуга появилась в МФЦ с сентября 2020 г. В законе упрощенное банкротство назвали внесудебным, что отражает его отличие от платной процедуры. Упрощенное списание долгов проходит вне суда, в административном порядке – после подачи заявления в МФЦ. Оформить внесудебное банкротство сейчас можно при сумме долга от 25 000 до 1 млн руб. Если раньше эта процедура не пользовалась особой популярностью, то после повышения пошлин интерес к ней заметно вырос. В I квартале 2025 г. были возбуждены 15 650 внесудебных процедур, что на 24% больше, чем в аналогичном периоде 2024 г. При этом год назад, в январе–марте 2024 г., был всплеск числа внесудебных банкротств – тогда наблюдался рост их количества в пять раз к I кварталу 2023 г. Повышение интереса граждан к внесудебной процедуре банкротства вызвано как изменениями в законодательстве, упростившими списание долгов, так и повышением государственных пошлин на судебные процедуры.
Совет Федерации одобрил закон о расширении механизма внесудебного банкротства для участников спецоперации. Это станет дополнительной мерой поддержки военнослужащих и новым инструментом защиты для этой категории граждан.
Еще одно новшество – механизм самозапрета на кредиты, который можно установить на «Госуслугах» с 1 марта 2025 г. Подобное нововведение поможет людям с низким уровнем самоконтроля не совершать импульсивные покупки в кредит и не наращивать долговое бремя, что положительно скажется на динамике снижения общего уровня банкротных дел в целом.
Один из альтернативных способов банкротства и удержания бизнеса на плаву – медиация. Такие процедуры используются как до введения процедуры банкротства, так и в самой процедуре. Их преимущество – в сохранении конфиденциальности в отношении сути конфликта, чего нельзя сказать о судебном процессе, информация о котором становится публичной.
Введение государственных пошлин в сфере банкротства стимулирует бизнес отдавать предпочтение досудебному урегулированию спора, а не становиться участниками судебного конфликта.
Профессиональный медиатор помогает сторонам наладить конструктивный диалог, ищет продуктивные пути выхода из затяжного конфликта, дает возможность всем сторонам достичь взаимовыгодного соглашения, что сокращает потери времени в судебных разбирательствах, снижает финансовые расходы.
Медиатор помогает сторонам, участвующим в конфликте, четче излагать свои позиции, слушать и понимать друг друга, что в итоге позволяет достичь компромисса и выгодного для всех решения без существенных материальных и прочих потерь.
Медиация позволяет применять нестандартные и эффективные решения, например, возможна реструктуризация производственных, управленческих процессов, кредиторской задолженности, привлечение оборотного капитала и т. п. Иными словами, медиатор может предложить должнику изменить структуру управления бизнесом, чтобы рассчитаться с кредитором, пытающимся перевести конфликт в плоскость банкротства предприятия.
Медиация в сравнении с банкротством предприятия – наиболее эффективный инструмент с точки зрения финансовых и временных затрат, а также сохранения конфиденциальности конфликта кредитора и должника, что позволяет должнику – более уязвимой стороне – минимизировать свои репутационные риски и выйти из дефолта.
Наибольший эффект медиация будет иметь до заседания суда, на котором будет оценена правомерность удовлетворения заявления кредитора о банкротстве должника.
Но даже на стадии введенной процедуры банкротства целесообразно прибегнуть к помощи профессионального медиатора и дать компании новый шанс на развитие. Например, в обособленных спорах о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарным или иным видам ответственности, при формировании конкурсной массы для предотвращения инфицирования бесперспективных споров по оспариванию сделок должника. Также это целесообразно при разногласиях среди кредиторов, обжаловании решений собраний, при бесконечных жалобах на арбитражных управляющих, когда медиация и переговоры играют существенную роль в предотвращении затягивания банкротной процедуры.
Несмотря на важность и значимость института медиации в банкротной сфере, нормы о ней отсутствуют в законодательстве. Конкретизация и детализация нормативной базы в этой части позволит многим компаниям финансово реабилитироваться.