Потеряв 10 млрд долларов на спасении GM, США отделались малой кровью

General Motors вскоре сможет избавиться от обидного прозвища «Государственные моторы». Минфин США, ранее практически полностью избавившийся от акций компании, пообещал до конца года продать и оставшиеся 2%. При текущих рыночных условиях продажа акций грозит потерей примерно 10 млрд долл. Впрочем, в случае со спасением GM речь о выходе государства в прибыль никогда не шла.

Проблемы в GM начались еще в середине 2000-х — из всей широкой линейки продукции деньги компании тогда приносили только спорткары и тяжелые пикапы. Однако с ростом цен на бензин перестали быть прибыльными и они, а в 2005—2008 годах компания аккумулировала 70 млрд долл. убытка. Автопроизводитель объявил себя банкротом, и в обмен на вливание 49,5 млрд долл. власти США получили контроль над GM (долю в 60%).

В ноябре 2010 года Минфин США продал 45% принадлежащих ему акций GM по цене 33 долл. за бумагу в рамках IPO автоконцерна, принесшего 15,8 млрд долл. Уже тогда стало ясно, что налогоплательщики вряд ли смогут получить свои деньги назад полностью. Для того чтобы выйти в плюс, американским властям нужно было бы дождаться, пока акции компании подорожают хотя бы до 44,6 долл. за акцию, а вместо этого они продали их на 26% дешевле этого уровня.

С тех пор Минфин избавлялся от акций GM небольшими порциями. В четверг власти сообщили, что намерены продать остающи­еся у них 2% бумаг. Продажа акций GM к настоящему моменту вернула в бюджет 38,3 млрд долл. из 49,5 млрд долл., потраченных на спасение концерна. Исходя из текущих цен, за оставшиеся 31,1 млн акций США смогут получить порядка 1,2 млрд долл., доведя общий возврат инвестиций до 39,6 млрд долл. Таким образом, власти потеряют на GM 10 млрд долл.

Однако правительство США никогда и не заявляло о том, что, поддерживая GM на плаву, надеется на прибыль. Речь по большей части всегда шла только о необходимости спасти рабочие места в автомобильном секторе, и это удалось сделать. По данным Center for Automotive Research, благодаря поддержке GM и Chrysler удалось сохранить 1,48 млн рабочих мест, а это означает 96 млрд долл. дохода по­требителей и экономия 28,6 млрд долл. на выплатах безработным.

Тем не менее в целом программа TARP, через которую правительство выделило автомобильным и финансовым компаниям 421,6 млрд долл., оказалась прибыльной. На данный момент власти получили от спасенных в кризис корпораций уже 431,4 млрд долл. (самыми доходными оказались банки, а вот на Chrysler Минфин потерял 1 млрд долл.).

Сейчас GM чувствует себя более чем уверенно. На выделенные правительством деньги компания провела масштабную реструктуризацию бизнеса, сократив количество выпускаемых брендов с восьми до четырех (концерн выпускает Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC). С 2010 года GM каждый квартал фиксирует прибыль, а ключевые бренды Chevrolet и GMC демонстрируют двузначный рост продаж. С начала года акции компании подорожали на 32%. Со следующего года нынешний глава GM Дэн Акерсон намерен уйти на пенсию, передав бразды правления кому-то из своих нынешних замов.

После полного выхода Минфина из акционерного капитала GM 7,9% акций компании останется у канадского правительства и еще 10% у трастового фонда United Auto Workers. Однако эти акционеры никак не вмешиваются в политику компании в отличие от Минфина, который на протяжении этих лет определял зарплаты топ-менеджеров и отказывался выплачивать дивиденды. «В первую очередь компания выплатит дивиденды. Это будет первый шаг к тому, чтобы стать нормальной публичной компанией. Также они повысят зарплату топ-менеджерам», — цитирует Bloomberg аналитика Edmunds.com Мишеля Кребса. Выплат акционерам стоить ждать в начале 2014 года, и, по подсчетам аналитика Buckingham Research Group Джозефа Аматуро, они обойдутся GM в 1,2 млрд долл.

Читайте далee…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика