Триллион на выход. Правительство приняло антикризисный план в работу

Правительство приняло антикризисный план в работу Арина Раксина

Вчера премьер Дмитрий Медведев окончательно утвердил принятый правительством и получивший одобрение у президента РФ антикризисный план. Об этом по итогам совещания с Владимиром Путиным заявил министр финансов Антон Силуанов. По его оценкам, окончательный вариант плана будет стоить 1,3 трлн. рублей. Эксперты отмечают, что, хотя у государства и есть денежные резервы в требуемом для реализации плана объеме, говорить о его грядущей эффективности пока рано.

Триллион на выход. Правительство приняло антикризисный план в работу

Первый вице-премьер Игорь Шувалов получил от главы правительства Дмитрия Медведева поручение возглавить антикризисную комиссию.

 

Доведение до ума «Плана обеспечения устойчивого развития и социальной стабильности в 2015 году», разработанного изначально Минэкономразвития (МЭР), активно шло всю последнюю неделю. И основная дискуссия, судя по всему, разворачивалась вокруг вопроса, нужно ли тратить по некоторым направлениям денежные средства в заявленном объеме и из каких источников они будут изыскиваться на реализацию плана. В итоге, по словам главы Минфина, все ресурсы, которые будут выделены для этих целей, будут найдены за счет антикризисного резерва правительства, сформированного в бюджете. Объем его составлял на начало года 193 млрд. рублей. Правда, «сейчас, после принятия ряда решений с использованием этих средств, объем около 170 млрд. рублей», – уточнил Силуанов.

Кроме того, необходимые средства планируется найти в рамках уже работающих госпрограмм путем мер по перераспределению ресурсов и концентрации их на наиболее важных и нужных направлениях. Всего же итоговая стоимость плана оценивается на уровне 1,3 трлн. рублей, вместо изначально заложенных почти 2,7 трлн. рублей. Правда, эта сумма не включает в себя уже выделенный Агентству по страхованию вкладов (АСВ) 1 трлн. рублей через облигации федерального займа (ОФЗ) и 188 млрд. рублей, направленных в Пенсионный фонд на незапланированное ранее повышение пенсий. А основными источниками остаются – федеральный бюджет, госгарантии и Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Ключевые направления антикризисных мер по сравнению с предыдущей редакцией изменений не претерпели. По словам Дмитрия Медведева, их реализация будет проводиться по трем основным направлениям – активизация экономического роста, поддержка отдельных отраслей и обеспечение социальной стабильности. Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев в беседе с «НИ» отметил очевидное сходство разработанных сейчас мер с теми, которые предлагались правительством по «тушению» кризиса 2008 года – раздача денежных средств с приоритетом финансово-банковской сферы. «Но тогда кризис закончился быстрее, чем мы успели испугаться – цены на нефть отскочили, рубль укрепился. Сейчас же ситуация принципиально хуже. А значит и план должен быть другим, – сказал эксперт. – К тому же если потратим сейчас все деньги, а план не сработает, то что будем делать? Ведь кризис имеет тенденцию затянуться в среднесрочной перспективе».

Одной из мер плана, помимо вливания денежных средств в различные отрасли российской экономики – от ипотечного кредитования и агропромышленного сектора до автопрома и инновационных предприятий – стало предоставление регионам права снижать налоги для малого и среднего бизнеса. Конкретно – с 6% до 1% при уплате налога с оборота и с 15% до 5% при уплате налога с доходов за вычетом расходов (систему налогообложения выбирает сам налогоплательщик). Однако Игорь Николаев обращает внимание, что предоставление права еще не означает, что регионы действительно пойдут на снижение налогов с учетом того, что многие из них и так находятся в предбанкротном состоянии. «При кризисных явлениях противопоказано увеличивать налоговую нагрузку, но именно это, несмотря на всю полемику, наблюдается с 1 января 2015 года», – подчеркнул он. Многие эксперты сходятся во мнении, что пересмотра требуют приоритеты российской бюджетной политики, потому что, например, наращивание оборонных расходов выглядит в сложившейся ситуации по меньшей мере неоправданным. А потому будущая эффективность принятого плана ставится под сомнение.

Значительных затрат потребуют и меры по борьбе с безработицей. В первую очередь в регионы планируется направить из федерального бюджета субсидии в размере не менее 50 млрд. рублей – на организацию временной занятости для уже потерявших работу людей и тех, кто находится в так называемых неоплачиваемых отпусках.

Ну а чтобы эти и другие бюджетные деньги по пути не «потерялись», будет возобновлена работа правительственной антикризисной комиссии, которая будет собираться не реже чем раз в 10 дней. Об этом сообщил ее председатель – первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика