Свой-чужой: поглощение по-европейски

Спор вокруг "Закона о Volkswagen" Рыночный вопрос все больше заботит европейские страны. Приватизированные, но имеющие особое, стратегическое значение компании ищут поддержку у государственных структур. Но договориться с Брюсселем получается далеко не у всех.

Спор вокруг «Закона о Volkswagen» длился 3 года – Германии, которая особенно тщательно оберегает свои предприятия, не удалось отстоять автоконцерн. В ближайшем будущем Volkswagen, решением Европейского суда лишенный иммунитета от поглощения, перейдет под управление Porsche. На очереди Венгрия, которая может лишиться крупнейшей нефтегазовой компании MOL: к ней уже давно приценивается австрийская OMV. Все взоры устремлены на Европейский суд, который в итоге может принять самое активное участие в выстраивании энергетического будущего Центральной Европы.

OMV никогда не скрывала, что имеет виды на венгерскую MOL. Через нее пролегает путь к венгерской энергетической трубе, поэтому борьба проходит в жестких условиях. OMV оценила MOL в 14-15 млрд. долларов, и на этой неделе отвергнутое ранее предложение извлекли из-под сукна. Венгры вновь отказались от сделки с OMV и уповают на поддержку правительства. Все, что может сделать Будапешт в сложившихся обстоятельствах – оказать скорую законодательную помощь. Впрочем, вряд ли это поможет, учитывая негативный опыт Германии.

Справка

По итогам 2006 г. мировой объем сделок по слияниям и поглощениям оценивается в 176,5 млрд. долларов. Ожидается, что в 2007 г. этот объем может быть увеличен, в т.ч. за счет крупной сделки в горнодобывающем секторе: объединения крупнейшей в мире компании в BHP Billiton и третьей по величине Rio Tinto.

Нехитрый маневр Будапешта тут же привек внимание комиссара ЕС по внутреннему рынку. Свежий «Закон о MOL», который должен вступить в силу 1 января 2008 г., по мнению Чарли Маккриви, противоречит политике свободного движения капитала на территории ЕС. Иными словами, он идет вразрез с законодательством и интересами Евросоюза, что лишь подчеркивает его несостоятельность. Руководитель финансовой службы MOL уверен в обратном.

В чем суть нового закона, принятого Будапештом? На самом деле, в нем нет ничего нового. Предполагается усложнить процедуру приобретения венгерских компаний. В частности, решение о приобретении предприятий для начала должно быть одобрено регулирующим органом страны. После этого запрос направляется на рассмотрение в правительство.

Европейский суд крайне щепетильно относится к любым нарушениям, касающимся инвестиций на внутреннем европейском рынке, который регулируется едиными стандартами и предписаниями. Отступления от общих правил допускаются, но при наличии четкого обоснования. У Будапешта есть 2 месяца на то, чтобы представить свои доводы в защиту противоречивого закона.

Ситуация осложняется еще и тем, что энергетический вопрос традиционно болезненно воспринимается в Европе. ЕС далеко не первый год решает дилемму с диверсификацией импорта энергоресурсов: европейцам не дает покоя зависимость от российских поставок. Лидерам Евросоюза при решении проблем на внутреннем рынке так или иначе приходится учитывать далеко идущие планы внешних партнеров.

В сентябре, например, Еврокомиссия выступила с рядом предложений, намереваясь оградить энергетический сектор от излишне активного вмешательства извне и установить более жесткий контроль за крупными сделками европейских компаний с компаниями, располагающимися за пределами ЕС. В кулуарах эти предложения стали известны как «положения «Газпрома».

К спору вокруг MOL российский энергетический гигант имеет самое непосредственное участие. Венгерская компания, независимо от того, кому она достанется, скоее всего, станет региональным узлом транзита газпромовского газа. В этом случае договариваться – и Австрии, и Венгрии – все равно придется с «Газпромом».

Читайте далее …

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика