Сложили крылья. Компания «Трансаэро» завершила свою летную историю

Компания «Трансаэро» завершила свою летную историю

В 0.00 часов по московскому времени 26 октября авиакомпания «Трансаэро» прекратила свои полеты в связи с аннулированием Росавиацией сертификата эксплуатанта. Это стало следствием неспособности компании (второй в стране по объему авиаперевозок) справиться с накопленными многомиллиардными долгами. Авиаперевозчик уже высказал намерение объявить банкротство, а многие жители удаленных уголков страны столкнулись с невозможностью покинуть свои территории, чтобы добраться до центральных регионов – раньше по этим маршрутам их доставляла «Трансаэро».

Сложили крылья. Компания «Трансаэро» завершила свою летную историю

Напомним, что на грань банкротства «Трансаэро» привела высокая долговая нагрузка – более 250 млрд. рублей (включая лизинговые платежи и 85 млрд. задолженности банкам) при одновременном падении спроса на авиаперелеты. Этот долг копился не один год, просто к нынешней осени сошлась вся совокупность негативных факторов: валютные колебания, кризисные явления, падение туристического спроса. Все вместе они и привели компанию к «критической точке невозврата», считает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.

В результате в сентябре текущего года крупнейший частный авиаперевозчик перешел под операционное управление крупнейшей российской государственной авиакомпании «Аэрофлот». Планировалось, что последней передадут 75% акций компании по 1 рублю за акцию, чтобы спасти «Трансаэро». Вот только акционеры не успели консолидировать такой пакет в установленные сроки, и сделка оказалась сорвана.

А 21 октября, как сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов, по итогам проведенной Росавиацией проверки было принято решение аннулировать сертификат эксплуатанта «Трансаэро». Со своей стороны, глава Росавиации Сергей Нерадько добавил, что отозванный сертификат восстановлению не подлежит. Именно это решение компания и привела вчера в исполнение. Что вызвало немедленную реакцию рынка – акции «Трансаэро» в ходе торгов на Московской бирже рухнули разом на 35%.

Столь резкое падение акций эксперты связывают также и с молчанием со стороны акционеров авиакомпании S7, которые ранее демонстрировали готовность выкупить терпящую бедствие компанию, несмотря на отзыв сертификата. За день до официального объявления решения Росавиации появилась информация, что генеральный директор и совладелец группы S7 Владислав Филев подписал с акционером «Трансаэро» Александром Плешаковым соглашение о продаже контрольного пакета акций компании. Позднее это подтвердила и совладелица группы S7 Наталия Филева. Стоит отметить, что большая часть банков-кредиторов – Новикомбанк, МФК, Абсолют Банк, Московский индустриальный банк, Московский кредитный банк и БФА – согласилась на предложение Филева конвертировать долг авиакомпании в 49% акций новой объединенной компании, которая может быть создана на базе групп S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус») и «Трансаэро». Однако крупнейшие государственные банки Сбербанк и ВТБ выступили категорически против санации перевозчика.

Более того, Сбербанк и Альфа-Банк в октябре уже подали иск о банкротстве авиаперевозчика. Аналогичный иск намерен подать ВТБ, а многочисленные контрагенты компании также пытаются взыскать долги через суд. Поэтому вчера «Трансаэро» в лице своего генерального директора Дмитрия Сапрыкина подало заявление о банкротстве, свидетельствует сообщение единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц.

Самое печальное, что беды авиаперевозчика уже сказываются на интересах пассажиров. Накануне появились сообщения, что, например, жители Сахалина и Курил не могут вылететь в Москву. Об этом заявила на заседании Сахалинской областной думы депутат Светлана Иванова. Ранее по маршруту Южно-Сахалинск – Москва и обратно осуществлялось 11 рейсов в неделю, четыре из которых приходились на «Трансаэро». Теперь же оставшиеся семь рейсов «Аэрофлота» не справляются с потоком пассажиров, и сахалинцы вынуждены добираться до Москвы «на перекладных» – через Владивосток или Хабаровск.

Тем не менее последствия банкротства столь крупного авиаперевозчика могли бы быть гораздо более серьезными, отметил в беседе с «НИ» Дмитрий Горин. Эксперт напомнил, что благодаря своевременно принятым мерам на 25 октября «Аэрофлот» перевез 1,925 млн. (то есть 94,8%) пассажиров «Трансаэро» с билетами до 15 декабря. А остальным была предложена либо стопроцентная компенсация, либо альтернативные варианты перелетов. Что, кстати, позволило и туристической отрасли избежать отрицательных последствий – все туроператоры, даже связанные с «Трансаэро», смогли выполнить свои обязательства.

«Пассажиры «Трансаэро» будут естественным путем перетекать в другие российские авиакомпании. В итоге российский рынок авиаперевозок будет консолидироваться – 80% перевозок будет приходиться на три крупнейшие авиакомпании России – «Аэрофлот», S7, Utair», – подвел итоги Дмитрий Горин.

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика