Московские коммерсанты купили храм. Недорого

То, что произошло, мало у кого из кинешемцев укладывается в голове, и теперь они всем городом пытаются разобраться в этой грешной истории.

Московские коммерсанты купили храм. Недорого…Что, опять?! Ощущение стойкого дежавю не проходило: старинный храм, стоящий в центре старорусского города Кинешма, ушел с молотка. За чужие долги [видео]

Читал и не верил: вот же, казалось, еще совсем недавно прогремела история из тех же мест, где мужики умудрились продать и разобрать на кирпичи древнюю церковь. И вот снова… Что за тенденция такая?

КОГДА АНГЕЛЫ ПЛАЧУТ

— До греха довели… — Бабушки-прихожанки кинешемского храма Сретения Господня отставляют швабры и ведут по той самой проданной церкви, что в феврале этого года за копейки стала чужой собственностью. — Прямо тут их котлы и стояли, жару давали, чтобы грешникам в округе тепло было. Это же котельная еще недавно была. Вот это — наша половина, а вот это — чужая…

Половина — это громко сказано: РПЦ при передаче в 2003 году отошла лишь центральная часть здания. А вот левый, правый и задний приделы, опоясывающие молящихся буквой «П», по-прежнему оставались за городскими теплосетями.

Эти приделы и стали причиной для грандиозного скандала — в начале года они неожиданно для всех ушли с молотка. Новой хозяйкой стала никому не известная молодая москвичка. И всего-то за 248 тысяч 337 рублей и 76 копеек! То, что храм был построен в 1779 году, никого не смутило…

На чужой половине прямо при входе подвешены несколько колоколов.

— А куда их? — пожимают плечами бабушки. — Пока новые хозяева вроде не выгоняют… И иконы поставили в правом, чужом, приделе, но так, чтобы снять можно было — вдруг коммерсантка заявится?

В левом, тоже чужом, — сплошь строительный мусор и остатки котельной — какая-то арматура, остатки срезанных труб…

— Рыдала, когда узнала об этом, — Мария Ивановна Каткова (Таланова), всю жизнь проработавшая на местном молокозаводе, кажется, сейчас снова заплачет. Это именно ее предок, знаменитый в округе фабрикант Григорий Таланов, на свои деньги и построил храм.

— Это же наша святая история… Как?.. — Мария Ивановна все-таки не сдерживает эмоции и показывает на деревянный поклонный крест — он установлен всем, кто здесь был похоронен: храм Сретения Господня когда-то был кладбищенским и все дома вокруг стоят на косточках кинешемцев…

Мы молчим. Храм, окруженный нелепыми гаражами и унылыми серыми домами, цепляет крестами низкие тучи. Где-то над головой кто-то словно всхлипывает. То ли птица, а то ли ветер играется с крышей. Бабушки снова осеняют себя крестами:

— У каждого храма свой ангел есть, и когда храм обижают, он плачет… Помилуй нас, беспамятных…

Центральная часть храма принадлежит церкви. Здесь все на месте.

Центральная часть храма принадлежит церкви. Здесь все на месте.

СВЯТАЯ КОТЕЛЬНАЯ

То, что произошло, мало у кого из кинешемцев укладывается в голове, и теперь они всем городом пытаются разобраться в этой грешной истории.

А началась она в 2006 году, когда муниципальные теплосети оказались банкротом — работники по полгода не получали зарплату, а недоимки в налоговую составили приличную сумму. Часть имущества была выставлена на электронные торги. В том числе и бывшая котельная — «нежилое помещение пл. 326,2 кв. м» под адресу г. Кинешма, ул. им. Ленина, д. 71А». О том, что это вообще-то храм, — нигде ни слова!

Коммерсанты ринулись было записываться в очередь. Однако радость от будущей покупки улетучивалась, едва они приезжали на осмотр «нежилого» помещения.

— На что нас толкаете-то? — бормотали предприниматели и снимали заявки: грех на душу не хотелось брать никому. В итоге торги из-за отсутствия желающих отменяли. Так продолжалось несколько лет: конкурсный управляющий снижал цену и снова объявлял аукцион, местные его привычно игнорировали, и лот снова снимали. Власть вовсю говорила о духовности, обещая поддержку православным, а потому самый дурной из возможных сценариев — что кто-то купит храм — никому и в голову не приходил.

«В ШОКЕ БЫЛИ»

Бац! Продано!

Как пыльным мешком по голове: «Победитель лота — ИП Пшеницына Анна Анатольевна, адрес г. Москва…» — с изумлением прочитали кинешемцы в феврале этого года. Еще больше удивились цене: 248 тысяч с копейками — за эти деньги сегодня в городе и половину однушки не купишь.

— В шоке были! — местный предприниматель Вячеслав Якимов растерян. Несколько лет назад он вместе с братом помогал восстанавливать этот храм, потратив более миллиона рублей, и говорит, что и сейчас без труда нашел бы окаянную сумму. Чтобы сразу же передать истинным хозяевам — Русской православной церкви. — Никто же и не думал, что там такие дела творятся!

— А по-другому было никак? — спрашиваю конкурсного управляющего Андрей Рябова. Это он выставлял храм на торги.

— Возможность передачи объекта была лишь до банкротства, это к властям. Когда наступает банкротство — есть требования кредиторов, которые необходимо удовлетворить. Иначе прокуратура и так далее.

— А почему местные коммерсанты ничего не знали о конкурсе?

— Неправда! Все риэлторы Кинешмы знали, и осматривал помещение не один человек. Но местные не покупали по религиозным соображениям. И епархия была в курсе, они могли выкупить…

В левом же, проданном, приделе - строительный мусор.

В левом же, проданном, приделе — строительный мусор.

300 ПРОЦЕНТОВ ПРИБЫЛИ!

— Кстати, почему не позаботились об этом раньше? — переадресовываю упрек конкурсного управляющего пресс-секретарю Кинешемской епархии Андрею Ефанову. У того богатый опыт использования соцсетей в служении: он один из первых стал принимать записки о здравии и упокоении через интернет. — Кинули бы клич — за день на такое благое дело собрали бы!

Тот вскидывает руками:

— Епархию нашу богатой не назовешь, и мы не можем позволить себе отдать за него миллион рублей…

— Постойте! Какой миллион? 248 тысяч же было…

Батюшка качает головой:

— Миллион за него дама просит, которая его купила…

Я аж присвистнул: ничего себе «бизнес» — это ж 300 процентов прибыли! Большевики, когда валили колокольни, до такого не додумались…

— …Насколько я знаю, наша епархия узнала о продаже, когда она нам это «деловое предложение» прислала… Мы боролись за храм. Прежний настоятель вел переговоры с администрацией, чтобы передали нам то, что и так должно принадлежать церкви, но не вышло. А тут процедура банкротства и неожиданная продажа…

— И что же дальше?

Отец Андрей тяжело вздыхает:

— Будем служить в той части, которая нам принадлежит. И надеяться на Бога и добрых людей…

Мы расстаемся. Молодая пара останавливается и крестится на храм. За глаза они костерят москвичку Анну Пшеницыну, позарившуюся на древнее церковное здание.

«ЗНАЛИ БЫ — НИ ЗА ЧТО НЕ ПОДАЛИ БЫ»

— Сейчас, — узнав, по какому поводу я ее отвлекаю, Анна Пшеницына передает трубку мужу Виктору.

— Да мы и не знали ничего! — доказывает он. — Торги были объявлены в интернете. Смотрим, продается помещение котельной (так в документах было), чего не купить-то? Понравилась цена, площадь. А нам как раз нужен был склад под оборудование, системы фильтрации, станки. А когда оплатили и приехали на оформление, были, мягко говоря, изумлены… Если бы там была пометка, что это храм, да ни за что в жизни не подали бы заявку… Непонятно, как они часть передали церкви, а часть продали, какой-то дурдом. Чистый косяк властей, у которых такой бардак!

— Что сейчас происходит?

— Дали поручение местному агенту по недвижимости как-то это разрулить, договориться. Предложения были. Свою ошибку хотела искупить местная власть, предложив нам другое помещение взамен, а это надо бы по-человечески передать РПЦ. Только начали договариваться, как тут же все заглохло… Нас бы помещение взамен устроило…

— А миллион рублей, о котором мне сказали?

— Миллион — тоже было бы отлично. Это же недвижимость! Мы честно ее купили и готовы продать. Вы знаете же, государство помогает церкви, почему бы им и не решить это все?

«ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ»

Спикер Кинешемской думы Михаил Батин волнуется. Злополучное банкротство теплосетей пришлось на время, когда он их возглавлял. Он повторяет мне эту историю, говорит, что другого пути не было, и тоже уверяет, что, как и все, не думал, что «появится человек, который купит, а потом будет спекулировать»…

— Вы верующий? — прерываю его.

— Да, крещеный, конечно. И мне тоже непонятно, как церкви использовали под склады, предприятия…

Однако государев человек в нем все равно берет верх:

— Но я не мог просто так взять и отдать не мое, — убеждает он. — Мы сделали все правильно. Мы выполняли требования закона, понимаете? Там купола были снесены, стены, крыша ржавая текущая… По документам это вообще хозяйственный объект…

— Храм конца XVIII века, — напоминаю. — И как вообще его можно покупать-продавать?

— А он по документам и не являлся объектом культурного наследия — его в реестре памятников архитектуры не было! А хозяйственным объектом он был…

Городские чиновники, едва узнав о цели моего визита, делаются страшно занятыми.

— Все было законно! Это не через нас! Мы не уполномочены! — шарахаются от вопросов начальники. Никому не хочется быть причастным к этой истории…

«ГДЕ У ВАС МЭР СИДИТ? В СИЗО…»

То, что это не просто постройка, а часть истории края, «выявленный объект культурного наследия», ивановские чиновники «обнаружили» лишь после разразившегося скандала. Теперь собственнице нельзя будет пустить его под склады, магазин или какую пивнушку. Да и содержать придется. До этого же момента все равнодушно проходили мимо, больше доверяя бумагам, нежели своим глазам. Все же просто: есть законы, они их исполняют…

Я выхожу покурить. Над крыльцом полощется флаг Кинешмы: два белых рулона холстов на зеленом фоне. Они здесь не случайны: в 1758 году купец Таланов (да-да, тот самый, который построил храм) открыл в Кинешме полотняную мануфактуру, которая позднее и дала старт целой отрасли края. Настоящая история! Для многих ли входящих и выходящих в это здание флаг этот — лишь кусок материи необходимых размеров и стандартов?..

— Кстати, а где тут мэр сидит? — снова захожу в администрацию.

В ответ на меня смотрят, как на инопланетянина. А потом все-таки отвечают:

— В СИЗО… Сегодня выпускают под залог…

Лезу в интернет — и точно: Алексея Крупина взяли с поличным в том же феврале. За взятку в 2 миллиона рублей. Незадолго до этого градоначальник успел пообещать священникам помогать в вопросах, «посвященных духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения». Помог, нечего сказать… Листаю дальше: это уже второй мэр Кинешмы, у которого из-за проблем с Уголовным кодексом так и не дошли руки до храма…

P.S. Афиша у кинешемского Театра им. Островского обещает открыться «Доходным местом» Островского же. Классик для Кинешмы — тоже история: он любил этот старорусский город, бродил по этим улочкам, заходил поставить свечки в тот самый храм и даже работал здесь мировым судьей. И некоторые из персонажей его будущих пьес проходили перед его глазами: банкроты, мздоимцы, мошенники, сутяжники… И я внезапно понимаю, что только что отсмотрел готовый сюжет, которым знаменитый драматург, доживи он до наших дней, обязательно воспользовался бы. Мировая трагикомедия бы вышла!.. Над которой православным почему-то больше хочется плакать. Вместе с ангелом-хранителем проданного храма…


В Кинешме пустили с молотка православный храм. Левый, правый и задний приделы Храма Сретения Господня, построенного в 1779 году, были проданы за 248 тысячи 337 рублей и 76 копеек

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика