Какую роль в банкротстве БайкалБанка сыграл его первый председатель Вадим Егоров

Куда ушли деньги БайкалБанка

Вадим Егоров байкалбанкКорреспондент попытался разобраться в этой чрезвычайно сложной истории, распутать и до конца объяснить которую оказалось совершенно нереальным делом, если не знать, какую роль в ней играет Вадим Егоров, председатель правления БайкалБанка с 1998 года по июнь 2016-го. И роль эта далеко не положительная.

Эпизод 1

В конце мая 2017 года СМИ со ссылкой на агентство страхования вкладов сообщили, что последнее выявило в обанкротившемся осенью 2016 года БайкалБанке недостачу имущества на сумму около 4 миллиардов рублей. Ранее Центральный банк России заявлял о выводе активов на такую же сумму, а дыра в капитале БайкалБанка на момент отзыва у него лицензии составляла более 6 миллиардов рублей — в основном это обязательства перед физическими лицами, то есть перед обычными вкладчиками.

Эпизод 2

Весной 2017 года ряд ипотечных заемщиков БайкалБанка подал на него и несколько других компаний в Железнодорожный районный суд столицы Бурятии. Истцы потребовали признать некоторые договоры, заключенные по инициативе банка, недействительными, утверждая, что благодаря сомнительным схемам БайкалБанк в 2012-2014 годах вывел через связанные с ним фирмы средства заемщиков. В результате этого сложилась парадоксальная ситуация — люди, уже отдавшие собственные средства БайкалБанку в рамках ипотечной программы, теперь оказались должны банку эти деньги еще раз, причем в каждом случае речь идет о суммах в сотни тысяч и даже миллионы рублей.

Эпизод 3

В начале мая 2017 года Советский районный суд Улан-Удэ отправил под стражу до 24 июня последнего председателя правления БайкалБанка Виталия Авдеева, и еще троих топ-менеджеров, успевших поработать на своих постах всего около двух месяцев. В ноябре 2016 года в Бурятии было заведено уголовное дело по статье «Преднамеренное банкротство», а в апреле 2017 года появилось второе уголовное дело — «Растрата чужого имущества в особо крупном размере». Согласно решению арбитражного суда Бурятии по делу о банкротстве Байкалбанка «установлено, что в период с 1 января по 18 августа 2016 года руководство публичного акционерного общества совершило ряд сделок с ценными бумагами и золотом, а также по отчуждению движимого и недвижимого имущества банка, получив взамен векселя, фактически не имеющие рыночной стоимости. Кроме того, произведены выдача заведомо безвозвратных кредитов, снятие обременения с недвижимого имущества, находящегося в залоге по кредитным договорам, совершена уступка прав требования кредитных портфелей».

Предварительные итоги

Итак, мы имеем обанкротившийся БайкалБанк с куда-то испарившимся имуществом и капиталами на несколько миллиардов рублей, сидящее под стражей в ожидании суда последнее руководство этого кредитного учреждения и миллиардные долговые обязательства банка перед своими клиентами. Казалось бы, все ясно, и даже отчасти справедливо. Остался один самый главный вопрос — где деньги?

Анализ: эпизод 3

В поисках денег еще раз обратимся к решению арбитражного суда, вернее, к датам, которые там фигурируют, — «в период с 1 января по 18 августа 2016 года». Мы помним, что находящийся ныне в улан- удэнском СИЗО Виталий Авдеев был избран председателем правления БайкалБанка на внеочередном собрании акционеров 18 июня 2016 года — то есть он может быть причастен к подозрительным сделкам и отчуждению имущества банка только в последние два месяца его существования, а в предшествующие годы, как и в упоминаемые арбитражным судом сроки — пять с лишним месяцев 2016 года — БайкалБанком руководил Вадим Егоров, на которого также логично распространить подозрения в выводе имущества и капиталов банка. Запомним эту деталь и двинемся дальше.

Анализ: эпизод 2

На продолжающихся в настоящее время процессах в Железнодорожном районном суде Улан-Удэ ипотечные заемщики заявляют, что их деньги были выведены БайкалБанком в три улан-удэнских фирмы — ООО «Фондовый расчетный центр», ООО «Сарос» и ООО «Байкальский фондовый дом». Две последних компании фигурируют в «Списке лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк» — этот документ был подписан тогдашним председателем правления БайкалБанка Егоровым 23 декабря 2015 года. Далее две из этих фирм — ООО «Фондовый расчетный центр» и ООО «Байкальский фондовый дом» — были созданы в один день, 13 апреля 2011 года, то есть спустя два месяца после запуска ипотечной программы БайкалБанка. Они некоторое время имели один адрес и один телефон, и обеим БайкалБанк предоставлял свои офисы в качестве юридического адреса — это следует из регистрационных дел компаний, запрошенных судом. Деньги ипотечных заемщиков выводились в эти фирмы в виде инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда недвижимости «Квант».

Откуда они у заемщиков, эти ценные бумаги — спросите вы? Их в качестве обязательного условия получения ипотечного кредита продавал заемщикам сам БайкалБанк, получая взамен накопленные на покупку квартир собственные деньги заемщиков, и выдавая, таким образом, последним гораздо большие суммы ипотечных кредитов, чем им требовались на самом деле.

Второй вопрос — а чем замечательны эти ценные бумаги и откуда они взялись у БайкалБанка? Эти, а также другие инвестиционные паи были выпущены фондами недвижимости «Селена», «Квант» и «Полюс». Управляют этими фондами две созданные примерно в 2010 году московские фирмы — ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент» и ООО «Академ-Финанс». Согласно открытой отчетности, одно только ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент» через подконтрольные ему закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости «Селена» и «Квант» управляет улан-удэнской недвижимостью общей стоимостью 606 223 000 рублей, а также владеет паями пенсионного фонда «Сибирский капитал» на 1 535 106 116,56 руб. — в общей сложности на сумму более 2 миллиардов рублей. Отчетность по ООО «Академ-Финанс» закрыта в силу статуса этой компании, но можно предположить, что она управляет имуществом в объемах, сопоставимых с имуществом ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент». Получить эту информацию при желании могут и правоохранительные органы, и суд.

Здание отделения ОАО АК «БайкалБанк» на ул. Советская, 18.

Здание отделения ОАО АК «БайкалБанк» на ул. Советская, 18.

В начале мая решением Советского суда Улан-Удэ отправлены под стражу председатель правления БайкалБанка Виталий Авдеев и еще три топ-менеджера.

В начале мая решением Советского суда Улан-Удэ отправлены под стражу председатель правления БайкалБанка Виталий Авдеев и еще три топ-менеджера.

Среди улан-удэнской недвижимости, подконтрольной ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент», мы видим коммерческие площади в 2432 кв.м в деловом развлекательном комплексе «Европа» по адресу ул. Балтахинова, 13, коммерческие площади в 4908,2 кв.м в деловом развлекательном комплексе «Гэлэкси» по ул. Балтахинова, 15, а также помещения, в которых находились офисы Байкалбанка по адресам: ул. Балтахинова, 13, ул. Ленина, 52, и ул. Кабанская, 20. Кроме того, ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент» управляет жилыми площадями на 1690,3 кв.м в элитном клубном поселке «Европа» на Верхней Березовке.

Согласно свидетельским показаниям в суде одного из бывших сотрудников БайкалБанка, «в паевые фонды вносилась недвижимость, принадлежащая БайкалБанку, для того, чтобы использовать паи этих фондов в качестве расчетов по каким-то сделкам».

Возникает еще один вопрос — не была ли вся эта недвижимость приобретена на деньги вкладчиков и клиентов Байкалбанка через схемы с инвестиционными паями? Основания для таких подозрений есть — московские ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент» и ООО «Академ-Финанс» неразрывно связаны с улан-удэнскими ООО «Фондовый расчетный центр», ООО «Байкальский фондовый дом», а также другими аффилированными с БайкалБанком компаниями — ООО «Киото-Бурятия», ООО «Улан-Удэ Сеть», ООО «Витимснаб», ООО «Истерн-Профи» — наверняка этот список можно продолжить. Связь эта — имущество, адреса, доли, паи, учредители, взаимные обязательства, расчетные счета в БайкалБанке и его филиалах, а также много чего еще — вся информация даже при не очень большом желании сравнительно легко находится в Интернете, и уже используется юристами в многочисленных судебных тяжбах вокруг БайкалБанка. Очевидно, будучи у руля БайкалБанка, г-н Егоров полагал, что действует разумно и осмотрительно, когда инвестировал деньги вкладчиков БайкалБанка в недвижимость, считая это надежным и безопасным вложением средств. Однако с 2014 года экономическая ситуация в стране изменилась и рынок недвижимости существенно просел. С этого момента БайкалБанк начал балансировать на грани выживания, а закончилось все 18 августа 2016 года отзывом лицензии у единственного регионального банка Бурятии.

Анализ: эпизод 1

Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением — миллиарды БайкалБанка никуда не пропали, вот они, в виде улан-удэнского имущества находятся в связанных с банком компаниях — бери, продавай и раздавай деньги страждущим справедливости клиентам и вкладчикам. Почему же агентство страхования вкладов и Центральный банк в один голос говорят об утрате БайкалБанком имущества и о многомиллиардной дыре в его капитале? Мы предполагаем, что связь всех вышеперечисленных компаний с БайкалБанком существовала только пока им руководил Вадим Егоров. С его уходом эта связь прекратилась, а миллиардные суммы и имущество остались вне БайкалБанка. Вполне возможно новое и последнее руководство БайкалБанка, сидящее сейчас в СИЗО, было немало удивлено, узнав, например, что несколькими ключевыми офисами банка в Улан-Удэ распоряжается некое московское ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент».

Заключение и вопросы

Но может мы возводим напраслину на блестящего банкира, экс-депутата Народного Хурала, кандидата экономических наук Вадима Николаевича Егорова, находящегося сейчас под подпиской о невыезде в связи с уголовными делами, связанными с БайкалБанком?

Мы побеседовали с несколькими бывшими сотрудниками БайкалБанка, работавшими в нем в разные годы — все они на условиях анонимности одинаково ответили на нижеперечисленные вопросы.

1. Имеет ли Вадим Николаевич Егоров отношение ко всем упоминаемым в нашем расследовании компаниям? Да, имеет, он — инициатор их создания.

2. Велась ли бухгалтерия всех аффилированных с БайкалБанком улан-удэнских компаний в офисах банка и силами сотрудников банка в период руководства им Вадима Николаевича Егорова? Да, велась.

3. Проводились ли в БайкалБанке планерки с участием Вадима Николаевича Егорова с целью распланировать движение средств через аффилированные с банком компании? Да, проводились, был специальный человек, который составлял на бумаге схемы взаимодействия этих компаний между собой и с БайкалБанком.

4. Является ли генеральный директор ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент» Владимир Владимирович Еврецкий (младший) знакомым или другом сына Вадима Николаевича Егорова? Да, является.

5. Являются ли Вадим Николаевич Егоров и Владимир Владимирович Еврецкий (старший), отец генерального директора ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент» Владимира Владимировича Еврецкого (младшего), давними друзьями? Да.

6. Имеет ли какое-либо отношение к ООО «УК «Финанс Трейд Эссет Менеджмент» сын Вадима Николаевича Егорова Алексей? Да, имеет.

7. Имеет ли какое-либо отношение к ООО «Академ-Финанс» сын Вадима Николаевича Егорова Сергей? Да, имеет.

Возможно, ответы на эти вопросы заинтересуют правоохранительные органы. А у нас возник еще один большой вопрос — почему Национальный банк Республики Бурятия и Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации, знавшие, по крайней мере, с конца 2015 года об аффилированных с БайкалБанком компаниях и о сомнительных схемах вывода средств и имущества банка, не предпринимали в связи с этим никаких действий?

30 мая 2017 года агентство по страхованию вкладов разместило на своем сайте новость «О порядке и сроках проведения расчетов с кредиторами первой очереди БайкалБанка (ПАО), структуре и размере предъявленных требований», в которой, в частности, говорится: «Расчеты с кредиторами первой очереди, требования которых включены в реестр в размере 3,48% суммы установленных требований, будут осуществляться в период с 7 июня 2017 г. по 7 сентября 2017 г. (включительно) путем перечисления причитающихся кредиторам сумм на указанные ими банковские счета».

Конечно, хорошо, что такие перечисления начались, но — только три процента, и только кредиторам первой очереди! А ведь выплаты кредиторам БайкалБанка уже сегодня могли бы выглядеть совсем по-другому.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика