Какие изменения закона «О банкротстве» могут быть приняты в 2020 году?

На повестке дня – введение реструктуризации долгов как альтернативы обычному банкротству, а также появление новой должности – «антикризисный управляющий»

изменения закона О банкротстве

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям при Государственной Думе РФ подготовил обновленную версию поправок, которые нужно внести в закон «О банкротстве» № 127-ФЗ. Законопроект уже прошел I чтение и теперь готовится ко второму. Депутаты учли отзывы профессионального сообщества, и теперь направили документ на оценку Илье Торосову, заместителю министра экономического развития РФ.

ДОЛГ.РФ решил выяснить, какие основные изменения ждут закон «О несостоятельности» в 2020 году.

Введение терминов «реструктуризация долгов» и «антикризисный управляющий»

Ст. 2 закона № 127-ФЗ планируют дополнить новыми терминами:

  1. Реструктуризация долгов, под которой понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику (юридическому лицу) в целях восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов.
  2. Антикризисный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения реструктуризации долгов в соответствии с законом «О банкротстве».

Введение новых терминов предполагает и введение новых процедур в отношении юридических лиц. Теперь кредиторы смогут не только подавать иски о банкротстве, но для начала потребовать реструктуризации задолженности, чтобы должностное лицо попыталось восстановить платежеспособность компании. Сведения о начале реструктуризации задолженности также будут передаваться на Федресурс.

Банкротство при ликвидации компании можно начинать не сразу

Ст. 9 закона «О несостоятельности» в ч. 3 содержит предписание, что в случае, если при ликвидации юридического лица комиссия обнаружит, что компания не может расплатиться с долгами перед кредиторами, то она в течение 10 дней обязана подать заявление о банкротстве предприятия. В Госдуме РФ планируют расширить временные рамки до 20 дней.

О заинтересованных кредиторах и полномочиях арбитражных управляющих на собрании

Некоторым категориям заинтересованных кредиторов разрешили участвовать в общем собрании взыскателей и принимать решения на нем. К их числу относятся банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и иные кредитные компании. Заинтересованными кредиторами не могут быть признаны муниципальные образования, субъекты РФ и сама Россия.

Также арбитражным управляющим будет запрещено вносить изменения в повестки дня собраний не только уполномоченных органов, конкурсных кредиторов, но и представителей работников должника.

Введение понятия «зависимая и контролирующая задолженность»

Закон № 127-ФЗ будет дополнен ст. 19.1, в которой будет определено понятие «зависимой и контролирующей задолженности». Ею будет считаться задолженность, которая:

  • принадлежит заинтересованному лицу – долг будет считаться зависимым даже в случае, если заинтересованная сторона получила его в рамках цессии, поручительства или законного правопреемства от незаинтересованного лица;
  • была получена незаинтересованным лицом от заинтересованной стороны в рамках цессии, поручительства или законного правопреемства;
  • изначально принадлежала заинтересованному лицу и многократно переходила различным правопреемникам;
  • принадлежит контролирующему лицу организации или заинтересованным к контролирующему лицу гражданам или компаниям;
  • превышает 20 % от общей суммы требований взыскателей III очереди;
  • не исполнялась должником и не взыскивалась кредитором в течение длительного времени ИЛИ были установлены нетрадиционные сроки, форма расчетов, процентные ставки ИЛИ юридическое лицо не смогло бы вести деятельность без финансирования со стороны заинтересованного лица.

При этом суду оставили право на свое усмотрение признавать ту или иную задолженность зависимой и контролирующей.

Заинтересованные кредиторы не будут иметь права голоса на собраниях (за исключением кредитных организаций), их денежные требования при принятии решений учитываться не будут. Однако их не лишат права выступать на собраниях. Фактически закон создает IV очередь кредиторов, поскольку заинтересованные взыскатели смогут получить удовлетворение только после того, как будут возвращены долги всем остальным.

Если другие кредиторы выяснят, что арбитражный управляющий скрывает информацию о том, что конкретное лицо является заинтересованным, а задолженность – зависимой, они могут в течение 3 месяцев обжаловать факт невключения взыскателя в список заинтересованных.

Новые полномочия арбитражных управляющих

Арбитражным управляющим официально разрешат работать с персональными данными граждан, но при условии, что это необходимо для объективного ведения процедуры банкротства. Также арбитражные управляющие теперь обязаны отчитываться как перед судом, так и перед собранием кредиторов о возможности продолжения хозяйственной деятельности юридическим лицом, определяя, не повлечет ли это за собой дополнительных убытков.

Будет введена оплата труда антикризисных управляющих. Они будут получать:

  • 15 тыс. руб. ежемесячно;
  • 45 тыс. руб. в месяц, если антикризисный управляющий примет на себя функции руководства организации;
  • процентное вознаграждение будет таким же, как и другим арбитражным управляющим, в соответствии с ч. 10-11 ст. 20.6 закона «О банкротстве».

Если антикризисному управляющему переданы полномочия руководства, то он должен будет застраховать свою ответственность.

Плата за публикацию сведений на Федресурсе

Законодательные нововведения предлагают освободить от оплаты услуг по публикации сведений на Федресурсе Банк России, муниципальные и государственные органы.

Должник совместно с иском о банкротстве обязан направить в суд отчет о своем финансовом состоянии

Обсуждается введение ст. 38.1 в закон «О несостоятельности», в котором будет описываться содержание отчета о финансовом состоянии компании. В нем должна быть прописана следующая информация:

  • перечень активов и имущественных прав должника совместно с оценочными отчетами;
  • список известных кредиторов, уполномоченных органов с указанием сумм долга и адресов их местонахождения;
  • список заинтересованных кредиторов за последние 3 года;
  • список незаинтересованных взыскателей, размер требований которых составляет не менее 5 % от общей суммы задолженности;
  • перечень незаинтересованных кредиторов, размер требований которых превышает 100 млн руб.;
  • сведения о соотношении долговых обязательств и цены всех активов;
  • информация о судебных решениях за последние 3 года;
  • обоснование невозможности удовлетворить требования взыскателей;
  • причины, из-за которых предприятие стало неплатежеспособным;
  • прогноз финансового состояния должника, меры для восстановления платежеспособности, проект плана реструктуризации, иные сведения, которые помогут восстановить платежеспособность компании (если подается заявление о реструктуризации)
  • бухгалтерская и финансовая отчетность за последние 3 года.

Информация из этого отчета признается конфиденциальной. Отчет должен быть представлен в течение 10 дней после его истребования уполномоченным органом. В противном случае представителям юридического лица придется уплачивать судебный штраф.

О запрете на распоряжение имуществом

Арбитражных управляющих хотят наделить правом требовать у суда наложения запрета на распоряжение имуществом. Запрет можно будет инициировать в отношении имущества:

  • самого должника;
  • контролирующих лиц;
  • дочерних структур должника или аффилированных с контролирующими лицами компаний.

Запрет о распоряжении активами будет накладываться не позднее следующего дня после обращения арбитражного управляющего. Последний не будет нести ответственность за убытки, связанные с применением обеспечительных мер. Запрет на распоряжение имуществом не будет действовать в рамках административных правоотношений, если должник был обязан передать какое-то имущество государственному или муниципальному органу.

Закрытые судебные заседания и возможность введения реструктуризации

Для проверки обоснованности исков о банкротстве или о реструктуризации долгов суд наделят правом проводить закрытые заседания, чтобы не распространять информацию о финансовом состоянии должника.

Реструктуризация должника не может быть введена, если в последние 2 года схожая процедура уже действовала, но была прекращена из-за невозможности восстановить платежеспособность юридического лица.

Ответственность арбитражного управляющего

Участники дела о банкротстве смогут обжаловать деяния арбитражного управляющего в течение полугода после того, как они узнают, что его действия или бездействие существенно нарушило их права. Чтобы подать жалобу на арбитражного управляющего, участникам процедуры несостоятельности придется уплачивать государственную пошлину.

Реструктуризация долгов

Закон № 127-ФЗ будет дополнен главой III3, в которой будет подробно описываться процедура реструктуризации долгов. Будут определены основания для введения этой процедуры, содержание определения о начале реструктуризации, ее последствиях для должника, порядке управления компанией, полномочиях антикризисного управляющего.

Также контрагентам должника на время реструктуризации будет запрещено расторгать договоры аренды в одностороннем порядке. Антикризисный управляющий в течение 2 месяцев после введения реструктуризации будет фиксировать информацию о том, какие долги компания намерена возвратить, а какие – нет. Если возврат определенной задолженности помешает восстановить платежеспособность организации, то от нее будут отказываться. Контрагент имеет право оспорить такой отказ в суде.

В главе III также описываются особенности составления плана реструктуризации, списания и увеличения капитала (либо конвертации долгов в капитал), порядок рассмотрения плана реструктуризации кредиторами и судом, перечень оснований для отказа в утверждении плана, последствия принятия плана. В законопроекте также перечислены основания, когда можно будет обжаловать план, как арбитражному управляющему раскрывать информацию с него и вносить изменения при необходимости. При нарушении прав кредиторов или выявлении, что план реструктуризации не работает, его можно будет досрочно отменить.

Если законопроект примут, он не будет иметь обратной силы. Предположительно, нововведения должны будут начать действовать с 1 октября 2020 года.

Полезны ли нововведения в закон «О банкротстве»?

Иван Рыков, аналитик долгового рынка, считает, что законопроект кардинальным образом ситуацию в сфере несостоятельности не изменит. Эксперт критикует формальный характер законопроекта, называя его «рамочным».

Иван Рыков рассказал, что в новой версии законопроекта исключены поправки, изначально предлагаемые Дмитрием Скрипичниковым, председателем Совета Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ). Он предлагал ограничить доходы арбитражных управляющих при реализации залогового имущества. Такой шаг, по его мнению, якобы должен был повысить эффективность процедур банкротства. Однако о заработках арбитражных управляющих он совсем не думал.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика