В Китае в связи со вспышкой пневмонии ограничили выезд из страны, при этом в структуре турпотока на Байкал туристы из КНР составляли 60%
Предприниматели Иркутской области, которые оказывают услуги в сфере туризма, оказались на грани банкротства из-за того, что в Китае ограничили выезд из страны в связи с распространением коронавируса. Об этом в пятницу сообщили опрошенные ТАСС представители этой сферы бизнеса.
По данным представителей туристической отрасли Иркутской области, в структуре турпотока на Байкал туристы из КНР составляют 60%, и больше всего путешественников из Китая едет на озеро зимой. В связи со вспышкой пневмонии, вызванной коронавирусом нового типа, власти КНР временно ограничили отправку тургрупп за рубеж в качестве меры по предотвращению распространения инфекции. Индивидуальные туристы также начали отменять ранее запланированные поездки на Байкал.
«В Иркутской области 60% объема въездного туризма — это Китай. Все турбазы, все, кто брал транспорт в лизинг, сейчас находятся в тяжелейшем положении — это объекты питания, транспорта, размещения, прежде всего. У них есть имущество, оно дорогое и требует обслуживания. Источник поступлений исчез, найти другой невозможно, его не существует, так как внутренний рынок ограничен. Это можно назвать кризисом, причем глубоким», — сказал ТАСС генеральный директор туристической компании «Байкал спутник» Константин Мамаджанов.
Он сообщил, что с острова Ольхон, который является популярным туристическим направлением на Байкале, последние группы туристов из КНР вывезли три дня назад. «Те партнеры, с кем я работаю, сообщают о полной отмене групп на въезд [из Китая]. Мы с острова Ольхон вывозили три дня назад группы, и все, китайских туристов там больше нет», — сказал Мамаджанов.
По его словам, с самыми серьезными проблемами столкнулись предприниматели, которые были ориентированы только на турпоток из Китая. «Например, у меня заключены контракты с несколькими компаниями, где туристы в основном российские, немножко есть Европы, поэтому, может быть, в ноль выйду. А те, кто пытался рассчитывать на китайский поток, то это все — им тяжело, хоть закрывайся», — сказал собеседник.
При этом, по его словам, туристические компании, которые просто продают туры, глобальных проблем не испытывают, поскольку не имеют дорогостоящего имущества.
«Дело в том, что они покупают услуги и перепродают <…>. У них, как правило, очень маленькие имущественные и финансовые обязательства, <…> вся их цена — стол, стул и компьютер. Поэтому сжаться, кого-то распустить в отпуска, ввести неполный рабочий день можно, а как быть тем, кто непосредственно оказывает услуги, владеет имуществом? Туристическую базу просто так не выключишь, нужно платить за электроэнергию, за воду, за все, если ты взял в лизинг автотранспорт, то обязан лизинговой компании проводить платежи», — сказал Мамаджанов.
Отмена туров
Предприниматель Наталья Бенчарова, которая является совладельцем турбазы на острове Ольхон, отмечает, что туристы из Китая чаще всего ездят на Байкал зимой. Она подтверждает, что после того, как населению КНР запретили выезжать из страны, турпоток резко сократился. «Именно у нас они не составляли 100% и даже не 50% потока, поэтому то, что они сняли бронь, смертельно на нас не подействовало, хотя, конечно, сложно, потому что ты набираешь персонал, у тебя все структуры созданы под запланированный поток, и он исчезает, ты вынужден нести затраты. Но, поскольку у нас не основной поток из КНР, то мы живы пока», — говорит она.
По ее словам, отменяются поездки на Байкал не только организованных групп, но и индивидуальные путешественники сейчас меняют свои планы. «Они снимают брони, объясняя тем, что это форс-мажорные обстоятельства, им настоятельно рекомендовано правительством не выезжать за пределы страны. Отказываются также из моральных соображений — они пишут, что правительство просило их не заражать земной шар», — говорит Бенчарова.
Председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, член правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма Марина Григорьева сообщила ТАСС, что форс-мажорные обстоятельства ударили не только по турбизнесу, который работает непосредственно на Байкале, они отразись и на предпринимателях Иркутска. Из областного центра, где расположен международный аэропорт, начинаются путешествия туристов на Байкал. В Иркутске они пользуются услугами гостиниц, а также посещают торговые центры.
Байкал, включенный в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, является популярным направлением среди туристов, посещающих Иркутскую область, на побережье озера едут 90% из них. В 2018 году регион посетили 1,7 млн гостей, за девять месяцев 2019 года — 1,3 млн.