Авиакомпании затягивают ремни

IATA обновила прогнозы по убыткам и восстановлению отрасли

Авиакомпании затягивают ремни

Международная ассоциация воздушного транспорта (IАТА) ухудшила прогноз убытка авиакомпаний по итогам 2020 года до $118,5 млрд. Это худший результат в истории отрасли. При этом ассоциация более оптимистично, чем раньше, оценивает скорость восстановления отрасли: по новым расчетам, к прибылям мировые авиакомпании могут вернуться в четвертом квартале 2021 года, а китайский рынок — уже в этом году. Но у средней авиакомпании, подсчитали в IATA, запас прочности не превышает 8,5 месяца даже невзирая на господдержку.

IАТА пересмотрела прогноз чистого убытка авиаотрасли по итогам года. Если в июне организация оценивала его в $84,3 млрд, теперь ожидаемые убытки выросли до $118,5 млрд. В ассоциации ожидают падения пассажиропотока на 60,5% в этом году, до 1,8 млрд человек, загрузки кресел — на 17 процентных пунктов (п. п.), до 65,5%. Доходы от пассажирских перевозок упадут до $191 млрд, что составляет менее трети от прошлогоднего показателя, тогда как от грузовых, наоборот, увеличатся — почти на 15%, до $117,7 млрд.

В период эпидемиологических ограничений и низкого спроса на пассажирские перевозки авиакомпании по всему миру переориентировали под перевозку грузов в том числе пассажирские лайнеры (см. “Ъ” от 6 августа). По прогнозу IATA, в 2020 году доля выручки от грузовых перевозок вырастет на 24 п. п., до 36%. «Грузовой бизнес работает лучше, чем пассажирский,— замечает глава IATA Александр де Жюньяк.— Но это не может компенсировать падение доходов от перевозок пассажиров».

Александр де Жюньяк, глава IATA, 24 ноября
Александр де Жюньяк,  глава IATA, 24 ноября

В книгах по истории 2020 год будет записан как худший финансовый год в (авиационной.— “Ъ”) отрасли.

В IATA уточняют, что спрос на внутренние перевозки сократился меньше, чем на международные,— в значительной степени за счет их восстановления в Китае и России. В ассоциации ожидают, что и самый крупный в мире внутренний рынок США восстановится быстрее, чем предполагалось. Между тем авиакомпании РФ после роста в августе и сентябре уже в октябре снизили внутренние перевозки (на 7%, до 5,6 млн человек). Китайские авиалинии лидируют по темпам восстановления, говорят в IATA, и могут вернуться к прибыльности уже к концу года.

«В книгах 2020 год будет записан как худший финансовый год в истории отрасли,— говорит господин де Жюньяк.— Если бы не $173 млрд финансовой поддержки со стороны правительств, мы бы увидели огромное количество банкротств». При этом даже с учетом поддержки средняя авиакомпания проживет еще всего 8,5 месяца, а то и меньше с учетом низкого сезона, полагают в IATA.

Ожидается, что агрессивное сокращение затрат в сочетании с повышенным спросом приведет к тому, что уже в четвертом квартале 2021 года отрасль выйдет в прибыль — раньше, чем предполагалось до сих пор. Но в 2021 году чистый убыток авиаотрасли, по ожиданиям IATA, составит $38,7 млрд, что выше июньской оценки в $15,8 млрд.

IATA ожидает, что грузоперевозки в 2021 году за счет роста деловой активности и необходимости доставки вакцин восстановятся в объемных показателях фактически до уровня 2019 года (61,2 млн тонн против 61,3 млн тонн), а доходы от них могут поставить исторический рекорд в $139,8 млрд. Но объемы пассажироперевозок вернутся к уровню 2019 года не ранее 2024 года.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что сохраняется проблема признания как вакцин, так и результатов тестов между странами. При этом стоимость тестирования, порой сопоставимая с ценой билета, также не способствует росту спроса на авиаперевозки. Выход авиакомпаний в прибыль будет возможен только тогда, когда пассажиры будут готовы лететь, причем по реалистичной цене, заключает он, напоминая, что даже до кризиса многие направления в Европе были убыточны.

Ольга Никитина

Источник

Метки:,

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика