ВС обязал первоначального заявителя и цессионариев выплатить вознаграждение АУ

Россельхозбанк — первоначальный заявитель по делу о банкротстве — переуступил свои права требования Светлане Бровиной, а та — компании «Джей Пи».

возмещение расходов банкротство

Апелляция и кассация обязали выплатить вознаграждение АУ только конечного цессионария.

В 2015 году суд по требованию Россельхозбанка возбудил дело о банкротстве ОАО «Трудовик». При этом в 2021 году банк переуступил свои права требования к должнику по цессии Светлане Бровиной, а та, в свою очередь, ООО «Джей Пи». В дальнейшем договоры цессии были признаны судом сделками, заключенными со злоупотреблением правом для неправомерного освобождения Россельхозбанка от исполнения обязательства по возмещению расходов по делу о банкротстве. После завершения процедуры конкурсного производства арбитражный управляющий должника Екатерина Матвеева попросила суд взыскать солидарно с Россельхозбанка, Бровиной и ООО «Джей Пи» вознаграждение в размере 1,2 млн рублей. Кроме того, юридическое агентство «Практик», сославшись на финансирование процедуры банкротства должника, потребовало взыскать с этих же ответчиков 101,6 тыс. рублей в качестве компенсации расходов. Апелляционный суд, с которым согласилась кассация, ограничился взысканием вознаграждения АУ и расходов с компании «Джей Пи». Екатерина Матвеева и ЮА «Практик» пожаловались в Верховный суд, указав, что присужденные суммы нужно солидарно взыскать с Россельхозбанка, Светланы Бровиной и «Джей Пи». Экономколлегия изменила акты судов апелляционной и кассационной инстанций, и взыскала с Россельхозбанка, Бровиной и «Джей Пи» в пользу Екатерины Матвеевой вознаграждение в сумме 1,23 млн рублей, а в пользу ЮА «Практик» — возмещение расходов в сумме 95,1 тыс. рублей (дело А13-10069/2015).

Фабула

В июле 2015 года суд возбудил по заявлению Россельхозбанка дело о банкротстве ОАО «Трудовик». Временным управляющим должника с 27.10.2015 по 22.03.2016 года была Екатерина Матвеева. Она же была конкурсным управляющим с 23.03.2016 по 09.04.2020 года. Установленный АУ размер вознаграждения составлял 30 тыс. рублей в месяц.

Россельхозбанк уступил свое требование к должнику Светлане Бровиной по договору от 12.08.2021 года, а та, в свою очередь, затем уступила данное требование ООО «Джей Пи» по договору от 29.09.2021 года.

В июне 2022 года суд завершил конкурсное производство в отношении ОАО «Трудовик». По расчету Екатерины Матвеевой непогашенная задолженность перед ней по выплате фиксированного вознаграждения составила 1,26 млн рублей. Кроме того, ООО «Юридическое агентство «Практик», сославшись на финансирование процедуры банкротства должника, указало на некомпенсированные ему до настоящего времени расходы в размере 101,6 тыс. рублей.

Матвеева и ЮА «Практик» потребовали в суде солидарно взыскать с Россельхозбанка, Светланы Бровиной и ООО «Джей Пи» вознаграждение АУ в сумме 1,26 млн рублей и 101,6 тыс. рублей иных расходов по делу о банкротстве в пользу агентства. ООО «Джей Пи», в свою очередь, попросило суд снизить размер вознаграждения Екатерины Матвеевой. Обособленные споры были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Суд первой инстанции взыскал с Россельхозбанка, Бровиной и ООО «Джей Пи» солидарно в пользу Матвеевой вознаграждение управляющего в сумме 319,6 тыс. рублей, а в пользу ЮА «Практик» – возмещение расходов в сумме 77,4 тыс. рублей.

Апелляционный суд, с которым согласился суд округа, производство по требованию ЮА «Практик» в сумме 6,4 тыс. рублей прекратил, при этом взыскав с ООО «Джей Пи» в пользу Екатерины Матвеевой вознаграждение в сумме 1,23 млн рублей, а в пользу ЮА «Практик» – возмещение расходов в сумме 95,1 тыс. рублей.

Екатерина Матвеева и ЮА «Практик» пожаловались в Верховный суд, указав, что присужденные суммы нужно солидарно взыскать с Россельхозбанка, Светланы Бровиной и ООО «Джей Пи». 

Что решили нижестоящие суды

Суд первой инстанции счел, что по состоянию на 27.09.2018 года на стороне Екатерины Матвеевой возникла обязанность обратиться в суд с заявлением о прекращении производства по делу о банкротстве ввиду отсутствия у должника имущества, достаточного для погашения расходов по данному делу.

В связи с этим суд признал обоснованными требования о выплате причитающегося на эту дату вознаграждения, допустив ошибку в расчетах, и о возмещении понесенных до 27.09.2018 года иных расходов на проведение процедур банкротства, не усмотрев оснований для снижения размера вознаграждения по доводам ООО «Джей Пи».

Договоры уступки требования от 12.08.2021 и от 29.09.2021 года были признаны судом сделками, заключенными со злоупотреблением правом в целях неправомерного освобождения Россельхозбанка (первоначального заявителя по делу о банкротстве) от исполнения обязательства по возмещению расходов по делу о банкротстве. В связи с чем суд взыскал задолженность солидарно с Россельхозбанка, Светланы Бровиной и ООО «Джей Пи».

Суд апелляционной инстанции отклонил как недоказанный довод о том, что Екатерина Матвеева в спорный период заведомо знала о невозможности формирования источника погашения расходов по делу о банкротстве, обратив внимание на то, что конкурсное производство неоднократно продлевалось, кредиторы по этому поводу возражений не заявляли, к управляющему с требованием о прекращении производства по делу в связи с недостаточностью средств для финансирования процедур банкротства не обращались.

В части необоснованности заявления ООО «Джей Пи» о снижении размера вознаграждения управляющего суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции.

При этом апелляционный суд, с которым согласился суд округа, отказался удовлетворять требования, предъявленные к Россельхозбанку и Светлане Бровиной, со ссылкой на наличие вступивших в законную силу судебных актов о процессуальной замене заявителя по делу о банкротстве. 

Что думает заявитель

Екатерина Матвеева и ЮА «Практик» настаивают на солидарном характере обязательств Россельхозбанка, Бровиной и ООО «Джей Пи» о возмещении расходов по делу о банкротстве. Податели кассационной жалобы указывают на то, что они как кредиторы по текущим обязательствам не давали согласие на перевод долга с Россельхозбанка на Светлану Бровину и ООО «Джей Пи».

Что решил Верховный суд

Судья ВС И.В. Разумов счел доводы жалобы заслуживающими внимания и передал спор в Экономколлегию.

Представитель АУ и ЮА «Практик» отметил, что Россельхозбанк не только уступил свои права требования, но также перевел на правопреемников обязанность по возмещению текущих расходов.

— На момент уступки права требования все мероприятия в отношении должника были завершены и банк знал, что пополнить конкурсную массу будет уже не из чего. Поэтому в данном случае он действовал со злоупотреблением правом. В данном случае банк должен был получить согласие текущих кредиторов на перевод долга. Такого согласия получено не было и договор цессии является ничтожной сделкой, потому что он противоречит прямому требованию закона. Что касается солидарной обязанности Россельхозбанка, Светланы Бровиной и ООО «Джей Пи», то в данном случае солидарное взыскание долга с правопреемников возможно, поскольку они все занимаются предпринимательской деятельностью. При отсутствии согласия на перевод долга соответствующая обязанность возлагается на правопреемников солидарно, — указал юрист.

Итог

ВС изменил акты судов апелляционной и кассационной инстанций, и взыскал с Россельхозбанка, Бровиной и «Джей Пи» в пользу Екатерины Матвеевой вознаграждение в сумме 1,23 млн рублей, а в пользу ЮА «Практик» — возмещение расходов в сумме 95,1 тыс. рублей. Мотивировка будет опубликована позже.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика