Одного из старейших игроков воронежского рынка попросили вернуть 2 млрд рублей

Арбитражный суд вынес в пользу ФНС решение по делу о крупнейшем известном в Воронежской области доначислении налогов бизнесу. Ведомство потребовало от работающего на местном рынке дорожного строительства с 1995 года АО «Евродорстрой» Ваграма Хачатряна доплатить более 1,86 млрд руб. НДС и налога на прибыль. Компания частично признала сумму недоимки и начала выплаты, но пыталась оспорить остальную сумму. За время разбирательства «Евродорстрой» ушел в конкурсное производство, а его владелец стал фигурантом уголовного дела об уклонении от обязательств перед бюджетом. По данным «Ъ-Черноземье», после приговора он надеется вернуться к делам, чтобы погасить оставшиеся долги. Эксперты считают, что у компании остались шансы на успех в споре с налоговиками.

Cумма разногласий стала одной из крупнейших за современную историю налоговых споров в Воронежской области Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Cумма разногласий стала одной из крупнейших за современную историю налоговых споров в Воронежской области
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

19-й арбитражный апелляционный суд отказался удовлетворять жалобу «Евродорстроя» на решение арбитражного суда Воронежской области, который в июне не согласился с требованием компании отменить решение инспекции ФНС по Коминтерновскому району о доначислении налогов. Согласно материалам дела, сумма разногласий стала одной из крупнейших за современную историю налоговых споров в Воронежской области. Всего предприятию по вынесенному в феврале 2021 года решению инспекции было доначислено более 1,86 млрд руб. В сумму вошли 740,9 млн руб. недоимок и пеней по НДС за 2017-2019 годы включительно, почти столько же долгов и пеней по налогу на прибыль за тот же период, а также штраф в 387,6 млн руб. Только областной бюджет, по мнению налоговиков, недополучил от «Евродорстроя» 533,8 млн руб. за три года.

«Евродорстрой» оспаривал в двух инстанциях начисление 717,5 млн руб. НДС и налога на прибыль. С остальными претензиями ФНС компания согласилась. В 2020 году было перечислено в бюджет 420,9 млн руб. В целом после проведения проверок Ваграм Хачатрян обеспечил поступление в бюджет более 800 млн руб.

По материалам дела, компания не согласилась с подходом ФНС к подсчету недоимок. Представители «Евродорстроя» заявили в суде, что доначисление произошло «без учета расходов на закупку материалов и топлива, фонда оплаты труда сотрудников, амортизации техники», которые составляют большую часть сметной стоимости строительства. При этом налоговый орган исходил из того, что налогоплательщик выполнил все свои контрактные обязательства перед государственными заказчиками.

В результате, полагал истец, на него «возложили финансовое бремя, более чем в 2,5 раза превышающее максимально возможный размер». Суд с этой позицией не согласился.

По данным «Ъ-Черноземье», доначисление произошло по итогам выездной проверки, которую провели в офисе «Евродорстроя» сотрудники управления «К» центрального аппарата ФСБ (отвечает за экономическую безопасность) вместе с московскими налоговиками из межрегиональной инспекции ФНС по ЦОД №4 (контролирует крупных господрядчиков).

«Евродорстрой» работал на профильном рынке Воронежской области с конца 1990-х годов. Он строил часть участков М-4 в регионе, но последние несколько лет бизнес в кризисе. По данным «СПАРК-Интерфакс», если в 2016 году компания получила госконтрактов на 4,4 млрд руб., то в 2017-м — на 25 млн руб., в 2018-м — на 80 млн руб., а затем ни одного.

АО «Евродорстрой» (изначально ЗАО) было зарегистрировано в Воронеже в 1995 году, уставный капитал — 2,3 млн руб. Основной вид деятельности — строительство дорог и автомагистралей. Основным акционером является 72-летний Ваграм Хачатрян, до 2017 года он был гендиректором предприятия. Выручка за 2022 год составила 0 руб., убыток — 941 тыс. руб.

Дорожная компания господина Хачатряна, вокруг которой ведется налоговый спор, уже год как обанкрочена. В октябре 2022 года воронежский арбитраж ввел в отношении «Евродорстроя» процедуру конкурсного производства, предполагающую ликвидацию юрлица и распродажу его активов с торгов для расплаты с кредиторами.

Иск о банкротстве предприятия еще в 2019-м подало от лица разорившегося Интрастбанка государственное Агентство по страхованию вкладов. Во время инвентаризации предприятия в конце 2022 года конкурсному управляющему не удалось найти какие-либо имеющие ценность активы, а все счета дорожной компании в банках оказались нулевыми.

По данным «Ъ-Черноземье», по материалам налоговой проверки в отношении самого Ваграма Хачатряна московское главное следственное управление СКР возбудило уголовное дело об уклонении от уплаты налогов организацией в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, максимальное наказание — пять лет лишения свободы). Дело бизнесмена в декабре начал рассматривать Коминтерновский райсуд Воронежа, следует из его картотеки. Ближайшее заседание запланировано на 25 января.

По трем телефонным номерам «Евродорстроя», указанным в ЕГРЮЛ, не ответили. Источник «Ъ-Черноземье» в окружении владельца компании сообщил, что его защита «не теряет надежд» избежать в отношении 72-летнего бизнесмена, перенесшего пять операций на сердце, реального лишения свободы. Он отметил, что Ваграм Хачатрян и в период проверки, и во время расследования уголовного дела смог завершить с надлежащим исполнением три крупнейших госконтракта, реализуемых его компаниями. В результате компания и сам бенефициар «в крайне сложных условиях работы не допустили срыва сроков федеральных программ». «В связи с ситуацией вокруг компании и связанных с ней юрлиц без стабильного заработка остались сотни семей. Ваграм Хачатрян надеется на объективность в установлении действительного размера своих налоговых обязательств, а также рассчитывает вернуться к хозяйственной деятельности, обеспечить сотрудников работой и погасить оставшиеся долги»,— заключил источник «Ъ-Черноземье».

В управлении ФНС по Воронежской области предпочли воздержаться от комментариев на этапе рассмотрения в суде уголовного дела.

Старший юрист практики налогового права «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Роман Билык считает, что «Евродорстрою» стоит продолжать спор с ФНС и на фоне уголовного дела. «Компании было отказано в учете спорных расходов на выполнение работ по строительству автомобильной дороги, осуществленных, по мнению ФНС, через фирмы-однодневки с помощью схемы налоговой реконструкции, когда плательщик учитывает документально не подтвержденные операции с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке. Бремя доказывания размера таких расходов лежит на плательщике, и он вправе представить любые доказательства. Поэтому, если компания после апелляции найдет новые весомые обоснования, шансы на пересмотр решения будут»,— отмечает эксперт.

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин, напротив, считает, что «шансы на отмену решения в кассации невысоки». «Основания для доначисления налогов были обнаружены в ходе проверки еще в 2021 году. В качестве них ФНС рассматривает отсутствие доказательств того, что сделки, заключенные ранее между налогоплательщиком и связанными с ним организациями, не носили единственной цели получения дохода за счет налоговой выгоды. Если за прошедшие два года таких доказательств суду представлено не было, то вряд ли они есть в принципе. Какой смысл выжидать, пока дело дойдет до кассации»,— заключил господин Федюкин.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика