Судей задели за родное

Им объяснили, как наказывать коллег за нарушения

судей задели за родноеРуководители Совета судей РФ рекомендуют коллегам из регионов жестче наказывать судей, попавшихся на конфликте интересов и незадекларированных активах, а не ограничиваться их «простым обсуждением» без прямых последствий. Именно так, по данным совета, поступали их коллеги в 85% подобных случаев. При этом судьям рекомендовали «более тщательно и выверенно» относиться к тому, что они пишут в решениях о своих коллегах, так как это потом читают в администрации президента и председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.

Из отчета антикоррупционной комиссии Совета судей РФ следовало, что в 2017 году 224 претендента на судейскую мантию или на руководящий судейский пост получили отказы, из них 125 — из-за конфликта интересов или недостоверных сведений в декларациях. «Личные дела» 222 из них рассматривали советы судей регионов, а двое успели уйти в отставку до разбирательств. Но, как утверждается в отчете, помимо неудачи с карьерным ростом нарушителям редко грозят более серьезные последствия. Для 112 судей рассмотрение на советах судей закончилось «обсуждением и предупреждением о недопустимости» повторения нарушений, и лишь 12 судей попали под дисциплинарную ответственность. Как обычно выглядит подобное обсуждение, руководителям региональных советов судей описал глава антикоррупционной комиссии Евгений Соседов, являющийся председателем Тамбовского облсуда. «У нарушителя с неправильными декларациями (их в 2017 году оказалось 28.— “Ъ”) спрашивают, умышленно ли он это сделал. Тот отвечает, что нет. На этом все и заканчивается. Это может порождать ситуации, когда люди будут говорить друг другу: «Пишите, что хотите! Потом скажете, что сделали это неумышленно, и вам ничего не будет»»,— объяснял коллегам господин Соседов.

В качестве примера он привел историю судьи «одного из» апелляционных арбитражных судов, который продал машину, а затем «с целью сохранения госномера» оформил этот автомобиль на себя и в тот же день записал его на тещу покупателя. «У общего собрания судей этого арбитража вопросов не возникло, хотя их целая куча. Как он это все провернул? Зачем все эти махинации-комбинации?» — сказал Евгений Соседов. На конфликте интересов в 2017 году попались 97 человек. Больше всего близких родственников судей оказалось в правоохранительных органах и госструктурах. «И здесь тоже все ограничивается обсуждением. Подумаешь, родственник в прокуратуре!» — иронизировал глава антикоррупционной комиссии. При этом в Совете судей признают «печальным обстоятельством» отсутствие единого подхода к ситуациям, когда судьи рассматривают дела организаций, связанных с их родней. Примерно в половине регионов это вообще считается допустимым.

Кроме того, среди служителей Фемиды, получивших отказы в продвижении по службе, нашлось 44 человека со скрытыми фактами уголовного или административного преследования их или близких родственников, 18 «откосивших» от армии, 7 обладателей иностранных паспортов и 5 незаконно оформивших на себя служебное жилье. «Если судья забывает о собственной обязанности по декларированию, то он может и закон забыть. И если у судьи есть родственники с множеством нарушений, значит, это незаконопослушная семья. А что они будут делать, когда человек станет, например, заместителем председателя суда региона?» — отметил господин Соседов.

Глава антикоррупционной комиссии рекомендовал коллегам «максимально аккуратно и тщательно» оформлять решения своих советов. «Одна из комиссий написала, что не видит в действиях судьи нарушений, но при этом призвала главу его райсуда не допускать подобных ситуаций в будущем. Так нет нарушений или не допускать?» — сказал господин Соседов. Он отметил, что «раньше старался в отчетах давать суждения относительно полученной информации». «Мне дали по рукам и сказали, что оценку будут давать без меня другие люди. Теперь я собираю информацию и стараюсь сохранять ваши формулировки. Когда пишете, помните, это будут читать Вячеслав Михайлович (председатель Верховного суда РФ Лебедев.— “Ъ”) и в администрации президента»,— предупредил он.

Публичной критики Евгений Соседов не встретил. Но в кулуарах судьи не скрывали, что не во всем согласны с ним. «Да, допустим, родственник прокурор. Дальше что? Есть династии строителей, писателей, а юристов быть не может? Или обязательно разбрасывать родню по разным регионам?» — негодовал один из них.

КоммерсантЪ

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика