Дело «Тольяттиазота» напоминает о лихих 90-х

Новый виток получил почти десятилетний конфликт «Тольяттиазота» (ТОАЗ), входящего в десятку крупнейших в мире производителей аммиака, с миноритарным акционером – компанией «Уралхим». Сейчас в Комсомольском районном суде Тольятти рассматривается дело о хищении аммиака и карбамида на 65 млрд рублей. Обе стороны называют процесс знаковым.

тольяттиазотВероятно, и истцы, и ответчики заручились информационной поддержкой. «Несмотря на все адвокатские уловки, дело ТОАЗа уверенно продвигается», – пишут одни местные СМИ. «Дело «Тольяттиазота» разваливается в суде», – не соглашаются другие. При этом обе стороны считают дело судьбоносным. «Этот процесс может ознаменовать закат криминально-офшорной эпохи в истории одного из крупнейших в мире химических предприятий и заставить его, наконец, работать на благо всего региона», – пишут они.

Рука Вексельберга

История уходит корнями в начало 2000-х. Тогда руководство ТОАЗа утверждало, что предприятие подвергается попыткам рейдерского захвата со стороны структур Виктора Вексельберга. Представители олигарха это, впрочем, отрицали. Однако 9,14% акций ТОАЗа действительно принадлежало компании Syntech Group, контролируемой холдингом Вексельберга «Ренова оргсинтез». В 2008 году группа «Ренова» продала свой пакет акций ОХК «Уралхим», после чего во взаимоотношениях менеджмента с миноритарием сразу что-то пошло не так. В 2009 году «Уралхим» подал заявление в арбитражный суд с жалобой на то, что ему не дают доступ к документации «Тольяттиазота». Руководство ТОАЗа сочло эти требования некорректными.

В итоге зашёл разговор о рейдерском захвате, попытки которого якобы исходили от владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина.

А в 2012 году по факту недопуска миноритариев к документам было возбуждено уголовное дело. В рамках этого дела в конце 2014 года Басманный районный суд Москвы даже заочно арестовал председателя совета директоров компании Сергея Махлая, который скрывался за границей.

Сергей – сын прежнего президента и председателя совета директоров ТОАЗа Владимира Махлая, руководившего предприятием с 1985 по 2011 год. Впоследствии отец передал бразды правления заводом наследнику, который был избран председателем на годовом собрании акционеров. С мая 2017 года эту должность занимает Пётр Орджоникидзе.

Стоит отметить, что Махлай-старший также становился фигурантом уголовного дела. В 2002–2004 годах его подозревали в неуплате налогов и нарушениях во время приватизации предприятия в 1996 году.

Сбежавшие дивиденды

В феврале этого года начался судебный процесс по иску миноритариев – частного лица Евгения Седыкина и компании «Уралхим». Первый утверждает, что владеет 2,65% акций ТОАЗа, однако по другим данным, у него на руках всего лишь 0,00019% акций предприятия. У «Уралхима» – 9,97% акций «Тольяттиазота».

Седыкин просит компенсацию ущерба от незаконных действий руководства завода на сумму 2,78 млрд рублей. «Уралхим» требует 10 млрд рублей для себя и 78 млрд рублей в качестве компенсации ущерба из-за действий владельцев самому химическому гиганту. Истцы утверждают, что ТОАЗ продавал по заниженной цене свою продукцию швейцарскому офшору Nitrochem Distribution AG, аффилированному с Сергеем и Владимиром Махлаями. Швейцарцы затем реализовывали аммиак и карбамид по рыночным ценам, а выручка, по версии следствия, оседала в карманах Махлаев и их швейцарских партнёров. Речь идёт о 65 млрд рублей, а по другим данным – о 85 млрд рублей. Всего же «Тольяттиазотом» было продано компании Nitrochem Distribution AG 5,5 млн тонн аммиака и 1,8 млн тонн карбамида. Истцы утверждают, что не получали дивидендов.

Руководство ТОАЗа и его швейцарских трейдеров также подозревают в массовом выводе наиболее ликвидных активов из ПАО «Тольятти-азот» в ущерб других акционеров. В первую очередь речь идёт об оборудовании для производства метанола вместе с земельным участком, на котором оно расположено. Активы стоимостью 30 млрд рублей, по версии следствия, были проданы гораздо дешевле, и не кому-нибудь, а аффилированному лицу – ООО «Томет».

Седыкин утверждает, что с начала 80-х завод стал постепенно переходить под тотальный контроль Владимира Махлая, и для этого использовались не вполне честные методы. Например, помощь членов комитета по управлению имуществом Самарской области, долгое время заседавших в совете директоров ТОАЗа. Среди них был Евгений Королёв, бывший экс-гендиректор предприятия, который также проходит по делу о хищении в качестве подсудимого. По словам истцов, во время его правления на заводе проводились незаконные допэмиссии, в ходе которых размывалась доля миноритарных акционеров. Новые акции были выкуплены тремя швейцарскими офшорами – Nitrochem Distribution AG, Tech-Lord SA, PPFM Project Planning &Finance Management SA. Естественно, по заниженной цене – 1 рубль за акцию. Рыночная её стоимость на тот момент составляла 52 рубля.

Помимо Махлаев и Королёва фигурантами дела являются владелец швейцарской компании Ameropa AG Андреас Циви и директор Nitrochem Distribution AG Беат Рупрехт. Они обвиняются в мошенничестве.

Все хороши

Тем временем владельцу «Уралхима» Дмитрию Мазепину, судя по всему, грозит банкротство. Задолженность другой его компании – «Уралкалий» – перед Сбербанком составляет примерно 2,46 млрд долларов, а общая сумма долгов бизнесмена – порядка 5 млрд долларов. Злые языки предполагают, что с помощью рейдерского захвата ТОАЗа он хотел поправить своё материальное положение.

Все обвиняемые по делу о хищении аммиака и карбамида находятся за пределами России. Евгений Королёв, например, живёт в Лондоне, а Махлаи, по некоторым данным, в США. То ли не верят отечественному правосудию, то ли дело о хищении возникло всё же не на пустом месте.

Но больше всех отличился миноритарий Евгений Седыкин. У него в анамнезе уже имеется условный срок за попытку рейдерского захвата «Тольяттиазота». Седыкин подделал документы, в том числе печать предприятия, и провёл общее собрание. Ловкий миноритарий «назначил» нового генерального директора и даже смог на два дня внести изменения в ЕГРЮЛ. Летом прошлого года суд признал его виновным в попытке рейдерского захвата и приговорил к четырём годам условно ввиду состояния здоровья.

Защита утверждает, что для захвата предприятия якобы использовались совершенно нецивилизованные методы родом из 90-х – подброс наркотиков финансовому директору, обвинения руководства в связях с запрещённой в России организацией ИГИЛ* и даже попытки организовать на территории завода террористический акт.

Так что процесс обещает быть «весёлым». «Наша Версия» будет следить за развитием событий.

СПРАВКА

Что такое «Тольяттиазот»

Предприятие является одним из самых успешных игроков на рынке производства минеральных удобрений. Оно обеспечивает 5 тыс. рабочих мест для жителей Самарской области. ТОАЗ покрывает 10% мирового рынка аммиака и 20% – отечественного рынка. Завод входит в тройку основных производителей аммиака в стране. Способен производить 3 млн тонн аммиака в год. Продукция ТОАЗ – аммиак и карбамид – экспортируется в 120 стран мира. У предприятия есть собственный железнодорожный парк и доступ к аммиакопроводу «Тольятти – Одесса» протяжённостью более 2 тыс. километров.

*
«Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика